Московские власти с 23 июля переводят все городские зарядки для
электромобилей на платный режим. Тариф составит от 15 до 20 руб. за 1 кВт•ч.
Речь идет о 350 зарядных станциях, которые городские власти построили за пять
лет в рамках проекта «Энергия Москвы». Это примерно 10% от всех станций,
которые существуют в столице. Власти объясняют решение необходимостью
привлечения инвестиций в инфраструктуру, обещая строить ежегодно 500 новых
станций. К 2030 году мэрия обещает нарастить их число до 35 тыс.
Об изменении системы работы
зарядных станций для электромобилей в Москве сообщил 22 июля столичный
департамент транспорта. «С завтрашнего дня (с 23 июля.— “Ъ”) на всех
действующих зарядных станциях проекта "Энергия Москвы" будет работать
среднерыночный тариф»,— сообщили в ведомстве.
Цены составят 15 руб. за 1 кВт•ч
на станциях переменного тока (мощностью 22–44 кВт), 20 руб. за 1 кВт•ч на так
называемых быстрых станциях постоянного тока (от 50 кВт).
На территории Москвы, напомним,
сейчас функционируют более 3,2 тыс. электрозарядных станций (ЭЗС),
принадлежащих разным компаниям и структурам, в том числе торговым и
бизнес-центрам, из них 350 — станции, входящие в проект «Энергия Москвы», его
развивают столичные власти (департамент транспорта Москвы) с 2020 года. Зарядка
на этих станциях сначала была бесплатной, в конце 2024 года начался постепенный
перевод инфраструктуры в платный режим. Власти объясняли решение необходимостью
«ускорить развитие инфраструктуры». Постепенно число платных ЭЗС выросло до 120
штук. С 23 июля остальные 230 станций станут платными.
В департаменте транспорта
сообщили, что за пять лет существования проекта пользователи совершили более 1
млн зарядных сессий. Перевод всех ЭЗС в платный режим повысит качество их
обслуживания, обеспечит сбалансированный уровень загруженности станций, а также
позволит привлечь дополнительные инвестиции в проект, добавляют чиновники.
Ежегодно, обещают власти, город будет ставить по 500 новых «быстрых» зарядных
станций. Напомним, что в 2024 году в городе появились три первые зарядки
мощностью 150 кВт — они позволяют подзарядить среднестатистический
электромобиль в среднем за 30 минут. Ранее столичные власти заявляли о планах
расширить городскую зарядную инфраструктуру до 35 тыс. станций к 2030 году.
Главный редактор журнала «За
рулем» Максим Кадаков называет решение столичных властей «ожидаемым», «когда-то
это должно было закончиться».
Эксперт отмечает, что при
неспешной езде по трассе расход электроэнергии на электрокаре составляет в
среднем 15 кВт•ч на 100 км, таким образом, если заправляться на московских ЭЗС
мощностью более 50 кВт, получится 300 руб. за 100-километровый путь, или, если
сравнивать с ценой 95-го бензина, примерно 4–5 л на 100 км. «Выходит, что
электромобиль не настолько заметно дешевле по сравнению с машиной с
традиционным силовым агрегатом,— резюмирует господин Кадаков.— При этом
изначально машина с электродвигателем стоит заметно дороже, а значит, отбивать
покупку придется дольше».
«Электромобили — это игрушка для богатых. Нет
собственной зарядки — эксплуатировать электромобиль почти нереально, —
комментирует решение городских властей вице-президент Национального
автомобильного союза Антон Шапарин. — Электромобили на вторичном рынке и так не
пользовались и не пользуются спросом, продавцы вынуждены сильно снижать цены.
Теперь стоимость таких машин упадет еще сильнее». Если посчитать стоимость за 1
км пробега с учетом удешевления электромобиля, скорее всего, получится, что
такси было бы дешевле, предполагает эксперт. «А если считать без потери
стоимости, то при зарядке на публичных ЭЗС метан, пропан и в ряде случаев
дизель выходят дешевле электричества», — считает Антон Шапарин. В департаменте
транспорта напомнили, что в Москве продолжает действовать закон, освобождающий
владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога и платной парковки, в
этой части изменений не планируется.
Иван Буранов