Бензину добавят кофе: на АЗС растет число сопутствующих услуг

Нефтяные компании обеспечивают операционные затраты своих заправочных станций за счет непрофильного ритейла Позитивный международный опыт, налоговые условия и жесткие ограничения по ценам на топливо со стороны государства вынуждают нефтяные компании развивать на АЗС рынок сопутствующих товаров — продажи кофе, чая и прочих продуктов, аксессуаров и даже промтоваров. В частности, на заправках «Роснефти» этот вид услуг формирует уже почти четверть выручки. Только от реализации кофе на АЗС «Роснефть» по итогам года получит 4 млрд рублей, рассказали «Известиям» в компании. Сейчас «Роснефть» ставит своей задачей обеспечивать операционные затраты своих АЗС за счет нетопливного ритейла. Непрофильный бизнес Для российских заправочных сетей сделать непрофильный бизнес основным вполне реально, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он ссылается на западный опыт, отмечая, что в развитых странах примерно половину дохода розничный бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов. И автозаправка просто рассматривается как точка, где потребитель останавливается на трассе и где его нужно ловить всеми способами вплоть до ремонта обуви. Он ставит в пример ВР: на ее заправках продается замечательная выпечка, и все водители это знают, отметил эксперт. Развивать сопутствующий бизнес компаниям приходится и по объективным обстоятельствам. При нынешней налоговой нагрузке на нефтяников это насущная необходимость, считает гендиректор компании «ИнфоТЕК-Терминал» Рустам Танкаев. — Мы все ждем наступления нового года и повышения сразу трех налогов, которые входят напрямую в цену бензина. Как известно, дозволено скомпенсировать только рост НДС на 1,5% от цены, то есть где-то на 70 копеек за литр. Что касается НДПИ и акцизов — там механизмы непонятные, не просматриваются. У нас сейчас 71% цены бензина — это прямые и непрямые налоги. С нового года этот уровень достигнет почти 80%. Как будет компенсироваться акциз, я не представляю, — сказал эксперт. По его словам, в Европе и США налоговые условия как раз стали стимулом к увеличению доли не бензиновых доходов. Сейчас пропорция от продажи топлив на заправочных комплексах и сопутствующих товаров в общем объеме выручки составляет примерно 50 на 50. Но есть страны, где доля выручки от сопутствующего бизнеса доходит до 70%. Российский опыт В России АЗС долгие годы были только станциями, на которые люди приезжали заправиться топливом, отсутствовал даже минимальный набор дополнительных услуг. Ситуация стала меняться в 1990-е годы. — Первой эту работу начала еще в 1990-е годы British Petroleum, — рассказал Рустам Танкаев. — Ее заправки тогда были как первые «Макдоналдсы», привлекали своим дополнительным сервисом, магазинами, кафе и разного рода мелкими услугами типа подкачки шин. Сейчас эта практика общепринята, широко распространена, бренд British Petroleum, как известно, вошел сейчас в бренд «Роснефти», но сохраняется вывеска, потому что она настолько привычна потребителю, что, конечно же, ее ликвидировать нет смысла. Впрочем, эксперты отмечают, что сейчас в нетопливном ритейле на сетях АЗС наметились новые тренды. — Очевидно, что автозаправочным станциям необходимо повышать качество сервиса, — говорит Михаил Делягин. — Клиентов трудно удивить привычным ассортиментом прохладительных напитков и фастфуда на автозаправочной станции. Рынок требует более интересных предложений, которые позволят ритейлеру выделиться среди многочисленных конкурентов. Согласен с коллегой и председатель правления Совета по товарным рынкам Илья Мороз. — Когда приезжаешь на классическую трассовую заправку в Германии, в Италии, в Австрии, глаза разбегаются. Там и супермаркет построен, ты можешь товары первой необходимости купить, и аптека, и алкоголь, и вкусный кофе, шикарная выпечка и ресторан, как правило, есть. И ты можешь спокойно с семьей посидеть и покушать. Поэтому хочется, чтобы это направление развивалось, и примеры этого развития мы видим, — считает он. На российском рынке подвижки в этом направлении становятся заметнее с каждым годом, подчеркивает старший аналитик БКС Сергей Суверов. Например, Shell кооперируется с «Азбукой вкуса», «Роснефть» в ряде регионов сотрудничает с итальянским ритейлером Autogrill, а также договорилась с Pirelli о продаже шин на своих заправочных комплексах. Эксперт отметил проекты «Роснефти» по строительству комплексов вдоль трассы Москва–Санкт-Петербург, где предусмотрены как гостиничные услуги, так и торговые площадки и, естественно, кафе и рестораны. Сергей Суверов напомнил, что ранее «Роснефть» построила сеть многофункциональных комплексов на юге России, в Краснодарском крае в преддверии Олимпиады-2014. Поставили госзадачу Такого рода проекты развиваются в том числе в рамках государственных задач. Так, по поручению Владимира Путина на острове Коневец в Ладожском озере проводится комплекс работ по реставрации и реконструкции Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Работы осуществляются при поддержке «Роснефти», которая, в свою очередь, на западном берегу озера, во Владимирской бухте, напротив острова Коневец возводит многофункциональный комплекс. — Там автозаправочный комплекс превратился в целый городок. Туда входит гостиница шестиэтажная, порт на Ладоге, спортивный комплекс, кемпинг — в общем, трудно перечислить весь список, что туда только не входит. Всё это вместе направлено на развитие уже не заправочного бизнеса, а бизнеса туристического, связанного с посещением святынь Русского Севера, — отметил Рустам Танкаев. Эксперты сходятся во мнении, что активность крупных нефтяных компаний в сегменте нетопливного ритейла позволит им вскоре выйти на европейский уровень продаж на АЗС по принципу «50:50». То есть 50% выручки приносит реализация топлив и 50% — реализация сопутствующих товаров и услуг.
Комментарии