Бензину баррель не страшен

Чиновники и цены

Повышение акцизов на топливо не приведет к серьезному росту цен на бензин и дизельное топливо, подорожание будет незначительным, считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Эта мера кому-то покажется непопулярной, но она необходима. У нас есть дефицит бюджета, недостаточно средств на государственные инвестиции, на ремонт и строительство дорог», — цитирует главу Совфеда агентство РИА «Новости». По мнению Матвиенко, не следует ожидать, что повышение стоимости бензина на 2 руб., а дизтоплива на 1 руб. «даст большой всплеск» цен на бензин и на дизельное топливо. Она уверена, что рост стоимости топлива будет «незначительным, существенно ниже инфляции». Тревоги здесь есть, но они не драматичны, да и вообще в этой мере «больше плюсов, чем минусов», считает спикер. По ее словам, экономический эффект для бюджета от повышения акцизов составит 10 млрд руб. в месяц.

В начале марта глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что, если розничные цены на бензин после увеличения акциза вырастут более чем на 2–3%, его ведомство проведет расследование. Его заместитель Анатолий Голомолзин считает, что прогноз по росту цен на топливо в России в 2016 г. сохраняется на уровне, близком к темпам инфляции. С ним отчасти согласен начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ведомства Дмитрий Махонин, который также исключил резкий рост цен, оговорившись, что ряд факторов могут отразиться на стоимости топлива.

Минэнерго и ФАС постараются в 2016 г. удержать рост цен на нефтепродукты в РФ в пределах инфляции, заявил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер на совещании у премьера по посевной: «Мы проводим постоянный мониторинг вместе с коллегами из ФАС, еженедельно собираем специальные штабы. Мы планируем, что будем эту ситуацию держать на контроле, и, несмотря на то что акцизы в этом году растут в два раза, постараемся с ФАС сдерживать цену на нефтепродукты в пределах инфляции». По его словам, по сравнению с прошлым годом мелкооптовые цены на бензин выросли примерно на 7,9%, что ниже уровня инфляции. Цены на летнее дизельное топливо не выросли.

Премьер-министр Дмитрий Медведев призвал Минэнерго и ФАС внимательно следить за ситуацией. «Следите за всем этим вместе с антимонопольной службой, потому что вы договаривались в случае необходимости принимать оперативные меры для поддержки сельхозпроизводителей. Если потребуется, сделайте мне доклад по ситуации в различных регионах, потому что она очень часто связана с работой отдельных поставщиков, — распорядился глава правительства. — В целом по стране ситуация может быть абсолютно спокойной, когда рост идет в пределах понятных величин — инфляционных, но где-то может зашкаливать. Но на это нужно обращать внимание и вам, и антимонопольной службе».

Минфин прогнозирует рост цен на бензин в России на 5% в 2016 г. при повышении акцизов, если среднегодовая цена нефти составит 30 долл. за баррель, сообщил журналистам замминистра финансов Максим Орешкин. Ранее замглавы Минфина Юрий Зубарев говорил, что министерство ожидает роста стоимости бензина в текущем году на 5% при планируемом правительством РФ повышении акцизов на моторное топливо. «При цене 30 долл. за баррель — рост цен на бензин будет меньше, чем общий рост инфляции в стране». Официальный базовый прогноз Минэкономразвития на текущий год исходит из среднегодовой цены нефти в 2016 г. в 50 долл. за баррель, министерство намерено уточнить этот прогноз в апреле.

Повышение акцизов, по оценке правительства, позволит в текущем году направить дополнительно в доходы консолидированного бюджета РФ 89,3 млрд руб. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев прогнозировал, что при повышении акцизов розничные цены на бензин и дизельное топливо в РФ вырастут на 2–3%. Банк России в свою очередь считает, что рост цен на бензин в России в нынешнем году составит 10,4%.

Любопытно, что рост розничных цен на топливо в России, который пытается сдерживать правительство, выгоден Белоруссии. Белорусская экономика может не выдержать низкой цены на бензин в России, заявил премьер-министр республики Андрей Кобяков в интервью РИА Новости. В соответствии с белорусско-российским соглашением Минск обязан поставить на российский рынок в 2016 г. 1 млн тонн светлых нефтепродуктов, а Москва в Белоруссию — 23 млн тонн нефти.

«Есть проблема, и российская сторона ее обозначает — это поставки бензинов, выработанных из российской нефти, в Российскую Федерацию. Мы все время говорили о том, что для нас российский рынок является приоритетным, но он не должен быть убыточным, — считает Кобяков. — Если мы на одной тонне бензинов получаем минус 100 долл., то это никакая экономика не выдержит».

Инфляционные ожидания

За неделю до повышения акцизов розничные цены на топливо в России росли незначительно. По данным Росстата, цены на автомобильный бензин в РФ с 21 по 27 марта выросли на 0,3%, а на дизельное топливо не изменились.

Средняя цена бензина на 28 марта составила 35,19 руб. за литр. Средняя стоимость марки АИ-76(АИ-80) выросла на 1 коп. и составила 32,55 руб. за литр. Цена АИ-92 (АИ-93) выросла на 12 коп. — до 34,17 руб. за литр, цена бензина АИ-95 и выше составила 37,14 руб. за литр (рост на 13 коп.). Цена дизельного топлива составила 35,28 руб. за литр. Инфляционные ожидания граждан РФ на год вперед в марте снижались четвертый месяц подряд, сообщает Банк России, ссылаясь на данные опроса «Инфом».

Как отмечает ЦБ, уменьшилось также число россиян, ожидающих роста цен в следующем месяце. Тем не менее уровень инфляционных ожиданий все еще остается повышенным.

«Большинство опрошенных продолжают считать, что за последний год цены росли быстрее, чем раньше. Однако доля респондентов, считающих, что за последний год цены выросли более чем в полтора раза, сократилась до минимального с начала 2015 г. значения — 6,3%», — говорится в сообщении.

На фоне стабилизации ценовой динамики снизилась обеспокоенность населения подорожанием значительной части товаров и услуг. Гораздо реже респонденты говорили о росте цен на мясо и птицу, рыбу и морепродукты, фрукты и овощи, яйца, а также на услуги пассажирского транспорта. При этом возросла обеспокоенность ростом цен на бензин вслед за его удорожанием в марте.

«Согласно опросу граждане с большим оптимизмом оценивают перспективы развития российской экономики на ближайший год и соответственно изменение своего собственного материального положения. Однако выросло число тех, кому пришлось отказаться от запланированных крупных расходов. Чаще всего в этом случае россияне экономили на ремонте жилья и на отдыхе», — отмечает ЦБ.

По статистике, ожидания россиян насчет изменения материального положения на ближайший год стали более позитивными, ухудшения ожидают лишь менее трети опрошенных — 28%. Тем не менее россияне продолжают воздерживаться от крупных покупок и предпочитают сберегать. При этом предпочтения относительно формы сбережений практически не изменились: наибольшей популярностью пользуются счета в банке. Наиболее привлекательной валютой для сбережений пока остается рубль.

Кому платить?

Росту акцизов предшествовали дебаты о том, кто же их все-таки должен платить. Главы ряда крупных нефтяных компаний России выступили с просьбой взимать акцизы не с топлива, продаваемого нефтеперерабатывающими заводами, а с топлива, реализуемого на АЗС, поскольку акциз, по сути, является налогом с продаж. Минэнерго считает, что это может привести к выпадающим доходам бюджета и увеличению оборота некачественного топлива.

Чиновники министерства уверены, что перенос уплаты акцизов на топливо с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправочные станции может привести к выпадающим доходам бюджета и увеличению оборота некачественных топлив, предлагает доработать предложение нефтяных компаний. Нефтекомпании аргументируют свою позицию тем, что перенос выплат акциза поставит в равное положение всех участников рынка, так как сейчас НПЗ, выплачивающие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет. Кроме того, развитие автоматизированной системы учета реализованного топлива на АЗС упростит администрирование взимания акциза.

Минэнерго рассмотрело обращение компаний и отметило, что в случае такого переноса существуют риски, связанные с усложнением налогового администрирования из-за увеличения количества налогоплательщиков.

Кроме того, фактором риска является возможность реализации НПЗ топлива третьим лицам, которые, не являясь ТЗС и не имея обязательств по уплате акциза, смогут продавать топливо потребителям по заниженным ценам. «Результатом могут стать выпадающие доходы бюджета, наращивание оборота некачественных топлив и ухудшение экономики ТЗС», — сказал собеседник агентства «РИА Новости» в экономическом блоке правительства. Еще один фактор риска связан с тем, что НПЗ могут сохранить цену на уровне «до уплаты акциза» при необходимости ее повышения на величину акциза на ТЗС. «Это может привести к росту цен на топливо для конечных потребителей, росту себестоимости перевозок и созданию в экономике дополнительного инфляционного фактора. Наконец, формирование центра прибыли на уровне „НПЗ — крупный опт“ может способствовать снижению уровня конкуренции», — добавил он.

Минфин также не поддерживает предложение нефтекомпаний. «Перенести уплату акциза на АЗС не представляется возможным», — сообщила пресс-служба ведомства. Аргументы Минфина против нововведения в основном совпадают с доводами Минэнерго. Финансовое ведомство полагает, что перенос уплаты акцизов с НПЗ на АЗС приведет к существенному росту налогоплательщиков, а также позволит вывести из-под акциза ту часть топлива, которая не попадает на заправки. «Взимание акциза только через заправки даже технически невозможно: не все топливо продается на заправках — часть может закупаться крупными потребителями (автобазы, сельхозпроизводителии т. д.) напрямую оптом, т. е. минуя заправки, — сообщает пресс-служба министерства. — Предложение взимать акциз только на заправках позволяет вывести из-под акциза ту часть топлива, которая не попадает на заправки. Это неприемлемо».

Зарубежный опыт

Так уж повелось, что в России цены на бензин растут всегда. Когда стоимость нефти на рынке повышалась, то рост розничных цен нефтяники объясняли ростом мировых цен на нефть. Теперь, когда цены на нефть упали в разы и остаются уже долгое время на низком уровне, подорожание топлива объясняется необходимостью компенсировать потери, которые несет ТЭК от падения цен на нефть, и необходимостью пополнять федеральный бюджет. В этой связи интересно посмотреть, что происходит в других странах.

В США цена на бензин на заправочных станциях может вскоре достичь рекордного за последние десятилетия $1 за галлон (3,78 литра). Таким образом, при переводе на российскую валюту стоимость одного литра составляет примерно 18,5 руб. Такой прогноз недавно опубликовала газета The Wall Street Journal. По данным издания, есть территории, где бензин продается уже по цене чуть более $1 за галлон.

«Существует огромное превышение предложения бензина на Среднем Западе США, — приводит газета слова аналитика нефтяного рынка Патрика де Гаана. — При этом нефтеперерабатывающие предприятия могут получить вскоре доступ к еще более дешевой канадской нефти, в результате чего рынок будет пресыщен не только предложениями бензина, но и сырья. И это в свою очередь может вызвать сильное снижение цены». Как считает эксперт, слишком дешевая нефть может заставить переработчиков быстрее избавиться от запасов зимнего топлива, и «есть большая вероятность того, что цены на бензин опустятся до $0,99 за галлон».

В настоящее время средняя цена бензина в США составляет $1,73 за галлон. Самый дешевый бензин в США продается в Оклахома-Сити (штат Оклахома) — за $1,11 за галлон, хотя средний ценовой показатель в этом штате составляет $1,47. Год назад она составляла $2,18 за галлон ($0,58 за литр), а в 2014 г. — $3,29 за галлон.

Другая крайность — это Венесуэла. В феврале текущего года президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о повышении цены бензина, считающегося сейчас самым дешевым в мире, примерно в 14–60 раз. Как пишет РИА «Новости», сейчас литр 95-го бензина стоит 0,097 боливара за литр, т. е.меньше одной копейки по курсу «черного рынка». Даже по официальному курсу в 6,3 боливара его цена составляет всего полтора цента США за литр. По словам Мадуро, теперь литр 91-го бензина будет стоить 1 боливар (сейчас — 0,07 боливара), а 95-го бензина — 6 боливаров. «У нас самый дешевый в мире бензин, эта мера необходима для балансирования ситуации», — приводит портал El Nacional слова Мадуро.

На фоне галопирующей инфляции бензин остается единственным товаром в Венесуэле, стоимости которого венесуэльцы по-прежнему вообще не ощущают. Даже после повышения его цены в 10–60 раз в зависимости от марки топлива венесуэльский бензин все равно останется одним из самых дешевых в мире.

Мадуро и ранее говорил о необходимости сбалансировать цену бензина, однако дальше заявлений дело пока не пошло. Сейчас субсидии государства на бензин доходят до 12,5 млрд долл. в год. Еще летом 2014 г. Мадуро формально открыл общенациональную дискуссию о возможности повышения цены на бензин внутри страны. Он говорил, что справедливая система ценообразования на бензин сбалансирует нефтяную промышленность и внутренний рынок горючего.

Алексей Пылаев

Источник: Финансовая газета

Комментарии
Конфереция