Новые правила торгов бензином на Петербургской бирже вызвали
недовольство участников рынка. Трейдеры опасаются, что лимиты на рост котировок
и ограничения количества заявок могут исказить ценообразование. Минэнерго
называет нововведения временными и отмечает, что они направлены на охлаждение
завышенного спроса на бирже. Несмотря на снижение оптовых цен, внутренний рынок
по-прежнему испытывает дефицит топлива, указывают аналитики.
Новые правила торгов бензином на
Петербургской бирже грозят искажением индексов и их отрывом от реальных оптовых
цен, свидетельствует опрос “Ъ” участников рынка. Биржа изменила механику торгов
бензином с 8 сентября. Лимит ценовых колебаний по АИ-92 и АИ-95 с
железнодорожной отгрузкой от текущих котировок установлен в размере плюс 0,01%
против прежних плюс 0,5%. Кроме того, теперь на предварительных торгах и
аукционе открытия один участник может подать только одну заявку на один лот, а
в основной сессии — не более 15 заявок по каждому инструменту, в одной заявке
допускается максимум три лота.
Как рассказывают источники “Ъ”,
Минэнерго указывало, что ограничения на рост цен в пределах 0,01% и другие
новые правила введены временно — чтобы больше покупателей могли получить доступ
к торгам.
Но, подчеркивают собеседники “Ъ”,
производство бензина не покрывает спрос, и из-за новой механики биржевые цены
перестают отражать рыночный уровень в крупном опте. По словам одного из них,
похожая ситуация была во время топливных кризисов 2010–2011 годов, когда
биржевые котировки были в два-три раза меньше реальных цен перепродажи бензина
и дизтоплива вне биржи. По мнению еще одного источника “Ъ” в отрасли,
искусственное занижение биржевых цен неминуемо приведет к росту закупок бензина
при помощи «роботов», что делает меры контрпродуктивными.
На Петербургской бирже
перенаправили запрос “Ъ” в Минэнерго. Там сообщили, что новые меры обсуждались
с нефтекомпаниями, ассоциациями трейдеров, ФАС и ЦБ. «Абсолютное большинство
участников рынка поддержало данные меры, направленные на стабилизацию ценовой
ситуации, охлаждение завышенного спроса в биржевом канале реализации»,—
отметили в министерстве. За первые два дня работы ограничения позволили
стабилизировать и даже снизить биржевые цены на бензин, добавили там.
В ЦБ заявили, что Петербургская
биржа вправе изменять дизайн торгов, в том числе устанавливать предельные
границы колебания цен, а также ограничивать число лотов в заявках и количество
самих заявок.
Изменения, отметили в ЦБ,
призваны не допустить высокой волатильности на рынке нефтепродуктов, «обеспечив
возможность для участников торгов выставлять заявки, цена которых максимально
приближена к текущим рыночным ценам».
В ФАС от комментариев отказались.
10 сентября АИ-92 на
Петербургской бирже по индексу европейской части России подешевел на 0,45%, до
71,57 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 0,14%, до 78,96 тыс. руб. за тонну. Цены
на дизтопливо выросли на 1,3%, до 63,55 тыс. руб. за тонну, достигнув пиковых
показателей с начала 2025 года. Но, по словам источника “Ъ” в отрасли, после
введенных ограничений можно ориентироваться только на стоимость топлива на
нефтебазах, где она уже значительно выше биржевых цен.
С введением новых правил объем
биржевых торгов нефтепродуктами в моменте сократился. По данным биржи, 8
сентября в оптовом сегменте реализовано 31,92 тыс. тонн бензина, что на 4,8%
меньше, чем в предыдущий торговый день. Объем продаж АИ-92 снизился на 12,2%,
до 17,34 тыс. тонн, что стало минимумом за 2025 год. 9 сентября продажи бензина
сократились на 2,1% к предыдущему дню, до 31,26 тыс. тонн. Хотя 10 сентября
реализация топлива выросла на 5,6%, до 33,12 тыс. тонн. Объем продаж АИ-92
увеличился на 1,6%, до 19,14 тыс. тонн, АИ-95 — на 13,1%, до 13,98 тыс. тонн.
В обзоре Национального биржевого
ценового агентства отмечается, что 10 сентября топливо на бирже реализовывалось
с соблюдением планов, поставщики по возможности стремились увеличить
предложение, а основные покупатели меняют тактику поведения, так как объем,
покупаемый сейчас, будет поставлен в середине — конце октября.
Начальник аналитического отдела
инвестиционной компании «Риком-Траст» Олег Абелев считает замечания участников
торгов справедливыми. По его словам, переработка топлива уже два месяца отстает
от потребления, что по законам рынка должно вести к росту цен. Если же биржевая
цена не может расти при дефиците, то она перестает отражать реальную стоимость
товара, баланс спроса и предложения, а также лишает участников рынка
инструмента анализа и принятия решений, добавляет аналитик. Ограничения на
число заявок, продолжает он, сдерживают совокупный спрос, не позволяя крупным
покупателям конкурировать за ограниченное предложение, поэтому объемы торгов
начнут сокращаться.
Ольга Семеновых