Биржевые цены на топливо резко упали после решения правительства уже второй раз за последние месяцы ввести эмбарго на экспорт бензина. Запрет на экспорт заработает с 1 марта и продлится полгода, что даст регуляторам время для решения проблем с насыщением рынка на фоне снижения доступных мощностей для выпуска бензина. Эксперты полагают, что мера сдержит цены на бензин, при этом у НПЗ остается опция экспорта нетоварных фракций.
Оптовые цены на топливо на СПбМТСБ оперативно отреагировали на заявления правительства о запрете с 1 марта экспорта бензина. Так, наиболее востребованная марка АИ-95 упала в цене на 0,8%, до 57,5 тыс. руб. за тонну, АИ-92 — на 3,3%, до 47,9 тыс. руб. за тонну. Почти на 3% подешевело межсезонное дизельное топливо (до 57,9 тыс. руб. за тонну). Котировки летнего дизтоплива опустились на 0,9%, до 59,5 тыс. руб. за тонну. Это первое снижение цен с середины февраля, которые с тех пор активно росли в преддверии начала сезона активного спроса — например, биржевая цена на бензин АИ-95 за последние две недели выросла на 10,3%.
Как заявил 27 февраля представитель вице-премьера Александра Новака, запрет на поставки бензина за рубеж будет действовать в течение полугода. Также планируется увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже до 16% от производства.
Основной причиной роста котировок топлива стало сокращение его производства из-за аварий на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах, прежде всего Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа.
Слухи о возможном запрете экспорта бензина ходили еще с января. Но до этого власти уверяли, что в этом нет необходимости и российский топливный сектор стабилен, несмотря на внеплановые ремонты на НПЗ. Так, министр энергетики Николай Шульгинов 20 февраля отмечал, что Ильский НПЗ уже запущен, а остановка Туапсинского НПЗ «Роснефти» не оказывает существенного влияния на внутренний рынок, так как завод изначально ориентирован на экспорт нефтепродуктов. По данным чиновника, ремонт НПЗ займет еще несколько месяцев.
У правительства уже есть опыт введения подобных запретов. Предыдущие ограничения на экспорт бензина и дизтоплива действовали с 21 сентября 2023 года и были сняты в конце декабря.
В начале октября правительство утвердило и ряд других мер: восстановило полноценную выплату топливного демпфера, который в августе был снижен вдвое, ввело заградительные пошлины для экспортеров, не являющихся производителями нефтепродуктов, а также повысило нормативы продаж на бирже (с 13% до 15% для бензина, с 9,5% до 12,5% для дизеля).
Управляющий партнер «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко отмечает, что Россия экспортирует от 100 тыс. до 800 тыс. тонн бензинов в месяц и 1,2–1,8 млн тонн его фракций (нетоварное топливо, в основном нафта). «То есть производители могут вывозить бензин в виде нафты, но при этом экономика переработки пострадает»,— говорит он. При этом с точки зрения потребителей эта мера должна привести к насыщению рынка и его защите от всплеска цены на период сезонных ремонтов и пика спроса.
Руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов полагает, что на фоне аварийной остановки на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе» повторение кризиса было бы вполне реально.
По его мнению, о системной нехватке бензина речи не идет (производство бензина в 2023 году составило 44 млн тонн, внутреннее потребление — около 36,5 млн тонн), но периодическая разбалансировка рынка возможна на фоне сезонных ремонтов на НПЗ весной и осенью.
При этом эксперт отмечает, что поставки бензина на внутренний рынок с начала текущего года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (в том числе по АИ-95 — на 10%, до 47,5 тыс. тонн в сутки), а экспорт бензина сократился на 22%, до 22,4 тыс. тонн в сутки. В Neft Research это связывают с переориентацией потоков ЛУКОЙЛа на внутренний рынок для обеспечения собственной сети АЗС. Дефицит топлива для своих заправок компания оценивает в 800 тыс. тонн до конца года.
Ольга Мордюшенко
Бензин встретит весну в России Топливо дешевеет после решения властей закрыть экспорт
28.02.2024 00:02
Комментарии: 0
Просмотры: 75
Комментарии