Бензин уходит в минус Грозит ли нам дефицит автомобильного топлива

Текст: Сергей Тихонов

После относительно спокойных 2019 и 2020 годов топливный рынок нашей страны стало опять лихорадить.

В 2021-м рост оптовых цен на бензин превысил 20 процентов, а в рознице составил - 6,3, что пока превышает показатели инфляции (5,2 процента) по Росстату. Как правило, подорожание товаров связано с их дефицитом на рынке, но в случае с автомобильным топливом на цены влияли другие факторы.


В России объемы производства бензина в среднем на 10-15 процентов выше потребностей внутреннего рынка, а дизтоплива выпускается почти в два раза больше, чем нужно для удовлетворения спроса в стране. Мы никак не зависим от поставок из-за рубежа, добыча нефти и ее переработка ведется исключительно российскими компаниями. В минэнерго в течение года неоднократно подчеркивали, что дефицита бензина на внутреннем рынке нет.

В начале лета этого года опасность дефицита топлива внутри страны была связана в первую очередь с плановыми ремонтами НПЗ, считает аналитик УК "Альфа-Капитал" Денис Бадьянов. Дефицита удалось избежать, минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям нарастить объемы поставок бензина и ДТ на внутренний рынок, что и было сделано. Но рост цен на нефть, а с начала года сырье подорожало на 37 процентов, в среднем добавил более полутора рублей к стоимости литра бензина, уточнил эксперт.

В России с 2019 года работает демпфирующий механизм, который снижает зависимость цен на топливо в России от мировых нефтяных котировок, к которым привязаны цены на бензин и ДТ в Европе и США. Механизм компенсирует часть упущенной нефтяниками прибыли (около 68 процентов) при поставках топлива на внутренний рынок в случае высоких экспортных цен. У демпфера есть обратное действие, когда цены на нефтепродукты в мире становятся ниже российских, как в 2020 году, тогда НПЗ начинают доплачивать в бюджет.

По мере роста стоимости нефти на мировом рынке оптовая цена топлива в РФ также будет расти


В идеале демпфер удерживает внутренние оптовые цены от резких скачков как вниз, так и вверх. С поставленной задачей в 2019 и в 2020 годах демпфер успешно справился, но в этом году он явно не успевал за быстро меняющейся мировой конъюнктурой. Его параметры были скорректированы в мае этого года в сторону увеличения выплат производителям топлива. Но с момента принятия этого решения к сегодняшнему дню цены на нефть выросли на 30 процентов (с 60 до 78 долларов за баррель), что увеличило размеры выпадающих доходов нефтяников.


Кроме этого, демпфер не затрагивает экономику АЗС, которые с начала года, по данным ИГ "Петромаркет", работают на пределе или ниже рентабельности. Потери АЗС, которые принадлежат нефтедобывающим или перерабатывающим компаниям, могут быть компенсированы за счет перераспределения убытков на другие сегменты производства. Но около половины российских АЗС - независимые и такой "подушки безопасности" не имеют. И в этом случае речь идет уже не об оптовых ценах, а о стоимости топлива в рознице.

Сейчас автозаправки несут убытки в размере примерно 2,5 рубля с каждого литра АИ-92 и 1,5 рубля за литр АИ-95, уточняет Бадьянов. По его мнению, в целом на цены также влияют выросшие за последние 6 лет в 2,5 раза акцизы на топливо и ослабление рубля к доллару.

Последнее достойно отдельного внимания. Одним из основных налогов, взимаемых с нефтяных компаний, является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он привязан к мировым котировкам нефти, но взимается в рублях. С 2019 года ставка НДПИ растет, происходит перераспределение налогового давления с добычи и экспорта только на добычу. Для примера, в середине 2014 года баррель российской нефти Urals стоил 97 долларов, или 3,7 тысячи рублей, а сейчас при цене Urals около 72 долларов за баррель, его стоимость в рублях составляет 5,3 тысячи. Это приводит к падению доходности производства и розничных продаж автомобильного топлива.

Доля сырья в стоимости одного литра топлива составляет более четверти - значит, по мере роста стоимости нефти на мировом рынке, цена топлива в опте в России также будет увеличиваться, что и происходит в сентябре после некоторого снижения (не более 1 процента), уточняет первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал.


При этом прогнозы экспертов на конец года лишены панических настроений. Дальнейший рост цен на заправках не ожидается: в целом по году рост стоимости топлива не должен превысить уровень инфляции. До конца года стоимость бензина самых популярных марок может прибавить около 1-1,2 рубля за литр, считает Бадьянов.

По мнению Сигала, в рознице рост цен замедлится в октябре, при условии сохранения высоких биржевых цен стоимость одного литра может вырасти на 0,3-0,5 рубля.


Слогаемые стоимости бензина.jpg

Комментарии