Бензин на бирже продолжил дорожать, несмотря на ожидания стабилизации
со стороны участников рынка. Оптовые цены на АИ-95 и АИ-92 растут с 25 июня,
увеличившись с тех пор на 5,22% и 3,23% соответственно. Участники рынка
объясняют это сочетанием сезонного спроса, ремонтов на НПЗ и снижением предложения,
прогнозируя восстановление баланса на рынке в середине осени.
Котировки марки АИ-95 на
Петербургской бирже 2 июля выросли на 1,7%, до 70,15 тыс. руб. за тонну,
обновив максимум со 2 сентября 2024 года, когда цены превышали 73,5 тыс. руб.
за тонну. В начале июля прошлого года АИ-95 на бирже стоил около 70 тыс. руб.
за тонну. Оптовая стоимость АИ-92 находится на пике за последний год — 64,8
тыс. руб. за тонну.
Котировки на АИ-95 и АИ-92 растут
с 25 июня и прибавили с тех пор 5,22% и 3,23% соответственно. За июнь цены на
обе марки выросли в среднем на 12%, следует из данных Петербургской биржи.
Главным фактором роста котировок,
говорят участники рынка, помимо сезонного увеличения спроса и ремонтов на НПЗ,
которые приводят к снижению объема биржевых продаж, стали закупки крупными
нефтекомпаниями топлива друг у друга, данные о которых не публикуются.
Источник “Ъ” на топливном рынке
не исключает продолжения роста биржевой стоимости АИ-95 из-за сезона высокого
спроса, а также потому что его цена не сдерживается топливным демпфером.
Биржевая стоимость АИ-92, по словам участников рынка, несмотря на медленный
рост, не достигнет отметки в 66,495 тыс. руб., при которой обнуляется демпфер
для нефтяных компаний. Источник “Ъ” на топливном рынке говорит, что
нефтекомпании для ограничения роста котировок могут начать проводить на бирже
аукционы открытия и увеличивать продажи АИ-92.
Управляющий партнер трейдера
«Пролеум» Максим Дьяченко говорит, что участники торгов ранее ожидали
стабилизации цен, однако рост котировок 1 и 2 июля стал для них неожиданностью.
Он уточняет, что независимые АЗС не проявляют высокой активности на торгах,
поскольку текущие уровни цен уже приводят к убыткам при розничной реализации.
Господин Дьяченко поясняет, что розничные цены не успевают расти теми же
темпами, что и биржевые. По данным Росстата, средняя розничная цена на бензин в
РФ с 23 по 30 июня выросла на 0,2%, до 60,25 руб. за литр, с конца декабря — на
3,3%.
На еженедельном заседании
биржевого комитета ФАС в конце июня рассматривался вопрос о введении полного
запрета на экспорт бензина из РФ до конца октября 2025 года.
Сейчас экспорт разрешен
производителям, выпускающим более 1 млн тонн бензинов в год, а для трейдеров,
нефтебаз и НПЗ меньшей мощности запрет сохраняется в силе. Ограничения в
текущей форме могут продлить на сентябрь—октябрь, говорил вице-премьер Александр
Новак.
Управляющий партнер NEFT Research
Сергей Фролов считает, что необходимость введения запрета на экспорт бензина
сейчас отсутствует. Проблема роста цен, отмечает он, может быть решена
Минэнерго совместно с нефтекомпаниями в ручном режиме. Лишать нефтепереработку
дополнительной валютной выручки неразумно, продолжает он, поскольку некоторые
заводы продолжают модернизацию на фоне запретительной ключевой ставки ЦБ и
фактической невозможности привлечения кредитных денег. Источник “Ъ” на рынке
также считает, что введение запрета на экспорт бензина для производителей
станет контрпродуктивной мерой, которая может нарушить рыночное
ценообразование, сломать логистику и помешать поддержанию высокой загрузки НПЗ.
Старший аналитик БКС Кирилл
Бахтин указывает, что предельная цена АИ-92 для получения НПЗ демпферных выплат
только на 3% выше сложившейся котировки на эту марку. «В общем и целом
производители должны быть заинтересованы остаться в пределах лимита, поэтому
дальнейшего существенного роста не ждем»,— добавляет он. Господин Бахтин
напоминает, что в правительстве рассматриваются предложения по повышению лимита
до 115–120% от индикативной цены. При этом он не исключает возможности введения
полного временного запрета на экспорт бензина для нормализации цен.
Источник “Ъ” на рынке считает,
что баланс биржевых котировок начнет выправляться в ноябре.
По словам Сергея Фролова, оптовые
цены могут откатиться ближе к середине осени, как это происходит ежегодно. А
розничные цены, добавляет эксперт, продолжат расти и могут превысить инфляцию
по итогам года вследствие увеличения акцизов. По оценке Кирилла Бахтина, с
окончанием летнего сезона и завершением ремонтов на НПЗ стоимость АИ-92 в
течение ближайших месяцев вернется к уровню мая — около 57 тыс. руб. за тонну.
В ФАС заявили “Ъ”, что контроль
за действиями нефтяных компаний и трейдеров продолжается в оптовом и розничном
сегментах. В службе уточнили, что ранее направили запрос «Газпрому» (компании
принадлежат Астраханский ГПЗ и Сургутский ЗСК, которые производят бензин и
дизель) о причинах снижения реализации топлива на бирже, получили информацию и
ее анализируют. В территориальных органах ФАС также рассматривается пять
антимонопольных дел за необоснованное повышение цен на АЗС, добавили там.
Ольга Семеновых