На российском топливном рынке началась коррекция, после того как
оптовые цены на бензин несколько раз обновили исторические максимумы. Марка
АИ-92 на бирже подешевела за день более чем на 3%, до 71,75 тыс. руб. за тонну.
Участники рынка объясняют снижение стоимости сезонным охлаждением спроса и
наращиванием поставок после выхода из ремонтов некоторых НПЗ.
Биржевая стоимость АИ-92 на Петербургской
бирже по индексу европейской части России 27 октября упала на 3,21%, или почти
на 2,4 тыс. руб., до 71,75 тыс. руб. за тонну. Снижение, следует из данных
площадки, стало самым сильным как минимум с конца июля.
Цена АИ-95 уменьшилась на 0,03%,
до 79,62 тыс. руб. за тонну. Летнее дизельное топливо подешевело на 0,75%, до
64,13 тыс. руб. за тонну, межсезонное — на 1,03%, до 62,45 тыс. руб., зимнее —
на 0,61%, до 77,30 тыс. руб. Единственным подорожавшим за торговый день
нефтепродуктом на бирже стал топочный мазут, котировки которого выросли на
1,39%, до 22,74 тыс. руб. за тонну.
По словам источника “Ъ” в
отрасли, котировки бензина продолжат снижение и в ближайшие дни тенденция
затронет и марку АИ-95.
Среднесуточное производство
высокооктанового бензина класса 5 с 1 по 21 октября, по данным собеседника “Ъ”,
выросло до 108 тыс. тонн в сутки относительно 104 тыс. тонн в сутки в
предыдущем месяце.
Аналитики сходятся во мнении, что
коррекция связана с сезонным падением розничного спроса и постепенно выходящими
из плановых ремонтов НПЗ. В аналитической компании «ОМТ-Консалт» добавляют, что
охлаждение спроса также произошло и на бирже. По словам участников торгов,
которые приводят аналитики, некоторые крупные продавцы не смогли реализовать
запланированный объем из-за того, что цены спроса были существенно ниже цен
предложения.
В середине сентября в условиях
внеплановых остановок некоторых крупных НПЗ оптовые объемы продаж бензина упали
до минимальных за два года значений, в частности, продажи АИ-92 снизились почти
на четверть. К середине октября продажи начали восстанавливаться. В последнем
обзоре Национального биржевого агентства говорится, что 24 октября продажи
бензина снизились на 12,6%, до 29,22 тыс. тонн. На некоторых базисах реализован
не весь запланированный объем.
Для стабилизации топливного рынка
в условиях высокого спроса и снижения переработки правительство продлило запрет
на экспорт бензина до конца года, в том числе для производителей. А вывоз
дизтоплива был разрешен только НПЗ. Также в октябре резко увеличились поставки
топлива из Белоруссии. Так, объемы продаж белорусского бензина на Петербургской
бирже за первые две декады октября выросли в 31,7 раза к октябрю 2024 года, до
24,72 тыс. тонн, по данным Национального биржевого агентства (см. “Ъ” от 22
октября).
Рынок и ранее подавал признаки
возможной коррекции, поскольку НПЗ начали отгрузки после задержек, а спрос
продолжает снижаться, говорит управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим
Дьяченко. По его словам, на охлаждение спроса также повлияли санкции США в
отношении «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, объявленные на прошлой неделе. Покупательские
настроения снижаются, что приводит к падению оптовой стоимости, указывает
господин Дьяченко.
Старший аналитик БКС Кирилл
Бахтин добавляет, что из-за новых ограничений некоторые участники рынка ждут
снижения объемов экспорта сырья и роста поставок внутри страны. По его словам,
понижательная динамика на бирже может продлиться несколько недель, поскольку
рынок нуждается в фактический информации о ценах и объемах экспорта российской
нефти и нефтепродуктов.
В то же время, отмечает эксперт
по энергетике Кирилл Родионов, текущий уровень котировок нельзя назвать низким,
особенно если сравнивать с ценами начала 2025 года.
Так, приводит он данные ФАС, в
январе АИ-92 на бирже в среднем стоил 49,93 тыс. руб. за тонну, в марте — 50,41
тыс. руб. за тонну, а в июне — 61,38 тыс. руб. за тонну.
Из-за моратория на обнуление
демпфера оптовые котировки АИ-92 в ближайшее время будут находиться вблизи
отметки 70 тыс. руб. за тонну, но при этом не сильно превышать ее, полагает
Кирилл Родионов. По его словам, мораторий, вероятнее всего, сопровождался
устными договоренностями о необходимости поддержания цен в «приемлемом» для
регуляторов коридоре.
В «ОМТ-Консалт» ожидают
планомерного снижения оптовых цен в ближайшее время при отсутствии новых
инцидентов на НПЗ. Плановый выход из ремонтов некоторых заводов увеличит
предложение бензина на торгах, что также скажется на динамике, отмечают
аналитики.
Ольга Семеновых