Конфереция

Бензин пойдет в рост: в июне России грозит дефицит топлива

Оптовые цены на бензин и дизельное топливо стабильно повышаются. Одна из причин — снижение обязательных объемов продажи нефтепродуктов на бирже. Аналитики предупреждают: к июню в стране может возникнуть дефицит, и горючее резко подорожает. Все на экспорт Согласно совместному приказу Министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы, с 1 мая до 30 июня нефтяники обязаны реализовывать на бирже пять процентов производимого бензина (раньше было десять) и три процента дизельного топлива (было шесть). Главная цель послабления — дать компаниям отрасли возможность вывозить больше за границу, поскольку спрос на внутреннем рынке из-за карантина сильно упал. Переизбыток предложения обвалил оптовые цены, в результате нефтяникам пришлось продавать бензин на бирже дешевле себестоимости. По оценкам компании "Аналитика товарных рынков", в середине апреля каждая тонна топлива, реализованная на бирже, приносила производителям более двух тысяч рублей убытка. Нефтяники попросили правительство пересмотреть правила расчета демпферных платежей. Напомним, демпферный механизм запустили в 2018 году для регулирования экспорта топлива и стабилизации внутренних цен на бензин. Схема проста: если топливо за границей стоит дороже, чем на внутреннем рынке, государство компенсирует нефтяникам разницу, чтобы те не поднимали цены на заправках в стране до "мирового уровня". Но если наоборот — уже нефтяники обязаны перечислять деньги в бюджет. Поэтому бензин на АЗС и не дешевеет. Проблема в том, что демпферные платежи рассчитывают на основе условной цены, установленной правительством. В этом году — 53,6 тысячи рублей за тонну, что на треть больше сегодняшних биржевых котировок. Соответственно, завышенными оказываются и сами платежи. Производители предлагали сделать демпферный механизм более справедливым, привязав его к биржевым ценам. Однако правительство решило, что в кризисные времена важнее спасать бюджет, чем нефтянку. В итоге вместо корректировки демпферного механизма компании в качестве утешительного приза получили снижение нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже. Но реальная польза этого невелика, поскольку экспорт сейчас гораздо убыточнее внутренних продаж. По информации Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), экспортеры потеряют 12,4 тысячи рублей на каждой тонне бензина АИ-92 и 18,4 тысячи дизельного топлива по сравнению с продажей на российской бирже. Самим мало Пожалуй, единственный плюс для отечественных НПЗ в сложившейся ситуации — возможность экспансии на зарубежных рынках за счет ценового преимущества. И это уже происходит, причем на самых неожиданных направлениях. Так, в апреле российские нефтяники возобновили экспорт бензина на Украину. Две украинские фирмы — "Западная нефтегазовая компания" и "Евростандарт" — приобрели у "Газпром нефти" в общей сложности 515 тысяч тонн АИ-92. Вероятно, в немалой степени этому поспособствовали эксперименты Минска с закупками дорогой нефти в Норвегии и других странах, от чего белорусские нефтепродукты сразу подорожали. Как бы то ни было, впервые с 2016 года многие украинцы заправляют автомобили российским бензином. Однако большинству компаний придется просто сокращать производство. В апреле нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливают на ремонт, и сейчас многие уже сообщают о продлении "ремонтной паузы" до лета. Это не может не сказаться на объемах предложения топлива. По данным ЦДУ ТЭК, в апреле производство бензина сократилось на 20% (с 648 тысяч тонн до 515,8 тысячи), дизеля — на десять процентов (с 1,45 миллиона тонн до 1,3 миллиона). В то же время на Западе ослабляют карантин, предприятия возвращаются к работе, спрос на топливо повышается. Так что в мае рентабельность экспорта бензина и дизеля должна существенно увеличиться. Нефтяники этим обязательно воспользуются. Экспорт бензина растет: как сообщило Министерство энергетики, за первую неделю мая за границу продали 101 тысячу тонн бензина (месяцем ранее было 74,4 тысячи). Это неизбежно повысит внутренний спрос на топливо, и, по мнению аналитиков, в июне возможен дефицит. Результат — новый скачок цен на бензин. Отметим, что биржевые котировки стабильно растут с последней недели апреля, когда стало известно о готовящихся решениях правительства по снижению нормативов продажи топлива на бирже. С 24 апреля по 8 мая на СПбМТСБ бензин АИ-92 подорожал с 37 915 до 41 154 рублей за тонну, дизель — с 42 687 до 44 204 рублей. Только за один день торгов 8 мая АИ-92 прибавил почти три процента, дизель — процент. Как отмечают эксперты, цены на АЗС следуют динамике биржи с отставанием в две-три недели.
Комментарии