Российский топливный рынок постепенно остывает в преддверии зимы. На
стоимость бензина давят растущее предложение и сезонно снижающийся спрос.
Котировки дизтоплива ограничивают опасения производителей потерять выплаты по
демпферу, которые в октябре составили около 107 млрд руб. Но, полагают
участники рынка, с учетом предстоящих изменений расчета акцизов на бензин и
снижения компенсации нефтяникам с 2025 года это может оказаться затишьем перед бурей.
Объем нефтепереработки на
российских заводах по итогам 2024 года, по прогнозу правительства, снизится
максимум на 1–2% или останется на уровне прошлого года, когда этот показатель
составил 275 млн т (рост на 1,1%). Производство бензина в прошлом году
увеличилось почти на 2,8%, до 43,8 млн т, дизельного топлива — на 3,4%, до 88
млн т.
Риски падения переработки
возникли из-за многочисленных внеплановых ремонтов на НПЗ в течение года.
Первым шоком для бензинового рынка стала авария на установке каталитического
крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа в январе. В течение зимы еще три крупных
завода пострадали от нападения дронов: в Туапсе и Усть-Луге (принадлежат
«Роснефти» и НОВАТЭКу соответственно) и Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа.
В марте были повреждены установки
первичной переработки нефти на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, Рязанском НПЗ,
Сызранском НПЗ и Куйбышевском НПЗ «Роснефти». Тогда российским нефтяникам
пришлось компенсировать падение выпуска бензина на 4% за счет накопленных
запасов.
При этом нефтепереработка в
августе росла рекордными темпами накануне череды профилактических ремонтов в
сентябре. В итоге за свободные от массовых ремонтов месяцы и за счет увеличения
производства на работающих мощностях компании смогли нагнать объемы
производства. То есть, как сообщал в начале ноября вице-премьер Александр
Новак, имевшие место в этом году инциденты на НПЗ практически не повлияли на
нефтепереработку. По его словам, аварии носили локальный характер и предприятия
были восстановлены.
Цены идут в гору
Несмотря на это, правительство
перестраховалось во избежание дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. Для
его насыщения топливом с марта был введен запрет на экспорт бензина на полгода,
но сделано исключение: был разрешен вывоз бензина с 20 мая до 31 июля. В
августе действие экспортного эмбарго возобновилось: 14 августа запрет был
продлен до конца года. Сейчас правительство рассматривает вариант снятия
эмбарго с одного из видов топлива. Как отмечал господин Новак, Минэнерго в
ближайшее время должно проработать вопрос о снятии запрета на экспорт бензина
АИ-92 из России. Это может произойти, если по итогам анализа подтвердятся
излишки топлива.
Хотя острой нехватки топлива в
2024 году на российском рынке удалось избежать, цены на основные его виды, за
исключением апреля, июня и августа, устойчиво шли вверх. Так, котировки АИ-92
за десять месяцев выросли более чем на 47,5%, почти до 60 тыс. руб. за тонну.
Пика цена достигала в первую неделю сентября — 62,5 тыс. руб. за тонну.
Стоимость АИ-95 менялась не так
прямолинейно. В течение января—октября наблюдалось две волны подорожания этого
вида бензина. В ходе первой цена за тонну с января по середину марта выросла на
52%, с 43,4 тыс. руб. до 66,9 тыс. руб. Затем произошел двухмесячный откат. Но
с начала июня стоимость топлива снова активно росла, к середине июля достигнув
72,3 тыс. руб. за тонну (рост на 43%). С того момента котировки постепенно
корректировались и к ноябрю опустились на 17%, до 61,8 тыс. руб. за тонну.
Участники рынка объясняют высокую динамику падения стоимости АИ-95 более
выраженной сезонностью спроса по сравнению другими видами топлива.
Летнее дизельное топливо резко
дорожало с начала года до середины марта (на 28,5%) — до 65,9 тыс. руб. за
тонну, но к ноябрю потеряло в цене 9%, до 60,08 тыс. руб. за тонну. И, хотя
объем реализации летнего дизеля на бирже упал в октябре относительно сентября в
три раза, спрос на него сохраняется и поддерживает цены на эту марку. Зимнее
дизтопливо, торги которым начались в октябре с отметки 77,3 тыс. руб. за тонну,
к концу первой декады ноября подешевело почти на 7%, приблизившись к отметке 72
тыс. руб. за тонну.
Котировки замерзают
В ближайшее время трейдеры
ожидают устойчивого сезонного снижения средних цен на автобензин и дизельное
топливо с учетом снижения спроса, с одной стороны, и роста предложения в связи
с завершением осенних ремонтов на российских НПЗ — с другой.
Впрочем, остаются и причины для
волатильности. Как пояснял Reuters один из трейдеров, это связано с тем, что
объемы продаж топлива на данный момент низкие, запасов на местах сейчас никто
не делает в ожидании снижения цен. «Дорогие деньги тоже не позволяют делать запасы.
Накапливается отложенный спрос, который периодически выходит на биржу, а в
условиях недостатка объемов цены чутко реагируют»,— приводит агентство слова
крупного оптового покупателя. Участники рынка предполагают, что снятие запрета
на экспорт активизирует спрос, но фундаментально не изменит баланса и не
остановит падения цен, поскольку избыток предложения все равно останется
значительным.
Как отмечает руководитель
направления консалтинга NEFT Research Александр Котов, основная проблема рынка
— это очень хрупкий баланс высокооктановых марок — АИ-95 и выше. Спрос на них
постоянно растет ввиду увеличения доли современных автомобилей с форсированными
двигателями. «Можно сказать уверенно, что спрос на такой бензин растет быстрее
роста его производства. Именно это и привело к тому, что, по сути, под экспорт
объема практически не остается, тем более что на рынке сказались проблемы
начала года — весны и лета, когда из-за аварий и атак на разное время
вынужденно снижал производство высокооктанового бензина ряд крупных НПЗ»,—
говорит он.
При этом бензина АИ-92 на рынке
действительно достаточно, а некоторые заводы из-за запрета даже вынужденно
снижают загрузку. Речь идет о заводах с высокой долей этого вида топлива в
корзине и традиционно ориентированных на экспорт, таких как Киришский НПЗ
«Сургутнефтегаза» и Орский НПЗ «Фортеинвеста». «В этом смысле предложение о
снятии запрета исключительно на АИ-92 выглядит здравым»,— отмечает эксперт. Но,
говорит он, видятся и подводные камни. Так, сейчас фиксируются довольно высокие
цены на потенциальных экспортных направлениях, и вполне возможно, что некоторым
заводам даже с учетом выплаты демпфера за поставки на внутренний рынок будет
выгоднее снизить объемы производства АИ-95, увеличив таким образом производство
АИ-92, маржинальность поставок которого на экспорт будет выше продажи
высокооктанового топлива на внутреннем рынке, говорит господин Котов. А это, по
его мнению, снова создаст проблему роста цен на бензин в целом, особенно с
учетом того, что этого и так не избежать после Нового года из-за опережающего
увеличения акцизов.
Ограничение демпфером
Котировки дизтоплива, по мнению
участников рынка, будут находиться на границе, и пересечение ее грозит
компаниям потерей демпфера, в рамках которого государство компенсирует экспортерам
потери от сдерживания внутренних цен на топливо. В частности, средняя величина
индексов зимнего дизтоплива не должна превысить рубеж 66,6 тыс. руб. за тонну.
С учетом возможного скачка спроса на этот вид топлива после наступления холодов
рост цен нефтяные компании будут вынуждены продолжать с помощью предложения. В
октябре среднее значение трех биржевых индексов для летнего, межсезонного и
зимнего дизтоплива в Европейской части России, учитываемое при определении
суммы компенсации нефтепереработчикам, составило 65,5 руб. за тонну.
Скрытая угроза
В следующем году существенным
фактором риска для топливного рынка могут стать поправки в Налоговый кодекс,
корректирующие формулу топливного демпфера. В середине октября Госдума приняла
соответствующий законопроект в первом чтении. Согласно документу, ставки акциза
на бензин и дизтопливо в расчете демпферной составляющей на уровне 2024 года —
15,48 тыс. руб. за тонну бензина и 10,42 тыс. руб.— дизтоплива. Данная мера
снизит выплаты нефтяникам по топливному демпферу. В то же время сами акцизы по
нефтепродуктам повышаются примерно на 1 руб. за литр. Так, акциз на бензин
АИ-95 в 2025 году предполагается повысить с 15,65 тыс. руб. до 17,88 тыс. руб.
за тонну, на дизтопливо — с 10,84 тыс. руб. до 12,12 тыс. руб. Это втрое
больше, чем предусматривала прежняя редакция Налогового кодекса.
В Минфине поясняли, что все
индексации акцизов нефтепродуктов в рамках законопроекта предусматривают
влияние на цену в границах 2,5–3,0%, что укладывается в общий темп инфляции,
который по итогу года запланирован в 4,5%.
Но, по мнению участников рынка,
поправки, которые сэкономят бюджету почти 136 млрд руб. в 2025 году, могут
заставить цены на бензин и дизтопливо в РФ опередить прогнозируемые темпы
инфляции. По расчетам Reuters, суммарный эффект от повышения акцизов и снижения
демпферной субсидии при переносе его в цену моторного топлива составит 4,4 руб.
за литр для бензина и 4,2 руб. — для дизтоплива. К текущим средним розничным
ценам такой прирост составил бы 8,2% и 6,2% соответственно, указывает агентство.
Ольга Матвеева