С 30 декабря в России прекращается выпуск бензина стандарта «Евро-3». С этого момента наши нефтеперерабатывающие предприятия будут производить более качественный бензин класса не ниже «Евро-4».
Основное отличие этих сортов бензина в содержании серы (в «Евро-3» её вдвое больше, чем в «Евро-4»). Применение же более чистого топлива позволяет увеличить срок эксплуатации двигателя, а, следовательно, и всей машины. В более экологичном «Евро-4» ниже количество других вредных примесей, выбросы автомобилей при его применении становятся чище, что особенно важно для крупных мегаполисов.
Напомним, что «Евро-3» — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями, был введён в Евросоюзе в 1999 году. В 2005 году он был заменён стандартом «Евро-4». Все транспортные средства, произведённые в России или ввезённые в Россию, начиная с 1 января 2008 года, должны были соответствовать требованиям именно стандарта «Евро-3».
«Евро-4» пришел ему на смену в Евросоюзе в 2005 году. Гораздо более строгий стандарт «Евро-5» был принят в Европе в 2009 году. Россия должна отказаться от «Евро-4» и полностью перейти на «Евро-5» с января 2016 года.
Процессы перехода на новые экологические стандарты в России происходят достаточно тяжело. Например, срок действия техрегламента по обороту бензина «Евро-3», а потом и «Евро-4» несколько раз переносилось. Это происходило главным образом потому, что нефтеперерабатывающие заводы были не готовы к производству нового класса бензина.
Минэнерго даже пришлось несколько лет назад настаивать на подписании со всеми крупными НК протокола, в соответствии с которым нефтяники возьмут на себя обязательства по модернизации производств для обеспечения внутреннего рынка необходимым количеством топлива класса 3 и выше. Кроме того, НК совместно с министерством должны были взять на себя обязательства по обеспечению ежегодного аудита выполнения компаниями обязательств по выработке нефтепродуктов, использованию мощностей вторичных процессов и выполнению инвестпрограмм.
Впрочем, все это осталось позади. Эксперты положительно оценивают переход на новый сорт бензина. Правда, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко выказывает опасение, что топливо может вырасти в цене, если новым бензином не удастся полностью заместить выпадающие объемы выпуска третьего класса.
Но, как обещал заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, дефицита высококачественного топлива в России не будет. По словам чиновника, в 2013 году на нефтеперерабатывающих заводах страны было усовершенствованно 13 установок по перегонке нефти, в 2014 году работы продолжились. Также заключено соглашение с Беларусью, которое предполагает, что НПЗ Республики не будут останавливаться для профилактики параллельно с российскими. Это позволит приобрести топливо у соседей в случае резкого роста спроса на бензин и солярку.
В свою очередь содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг полагает, что плюсов перехода на новый стандарт достаточно, — это более высокое качества топлива, забота об экологии. «Да, затраты компаний на производство более качественного топлива повысились. Но развивать переработку сегодня очень важно. Потом это компенсируется более высокой ценой на бензин», — заявил Григорий Бирг «Актуальным комментариям».
Впрочем, Кирилл Мордовин считает, что цена на топливо вряд ли вырастет выше уровня инфляции.
Марина Соколовская
Комментарии