Стоимость бензина на бирже корректируется в связи с сообщениями о
введении в августе полного запрета на экспорт. Заметнее всего — на 1,57% —
подешевел АИ-92, от уровня цен которого зависят выплаты нефтекомпаниям по
демпферу. Запрет снижает ажиотаж на рынке, и в отрасли ожидают продления
эмбарго на сентябрь.
Цены на бензин АИ-92 на
Петербургской бирже по территориальному индексу европейской части России 29
июля снизились на 1,57%, до 64,55 тыс. руб. за тонну. Котировки вернулись на
уровень середины июля. АИ-95 на бирже подешевел на 0,72%, до 74,41 тыс. руб. за
тонну, вернувшись примерно к уровню 21 июля. Стоимость дизельного топлива
снизилась на 0,2%, до 57,82 тыс. руб. за тонну.
Биржевые цены снижаются из-за
утверждения правительством полного запрета на экспорт бензина, который с 30
июля по 31 августа распространится и на производителей, выпускающих более 1 млн
тонн бензинов в год. Решение принято для сохранения стабильной ситуации на
внутреннем рынке в период высокого сезонного спроса, отмечали в правительстве.
24 июля цены на АИ-95 на бирже достигли 76,33 тыс. руб. за тонну, что всего на
0,7% меньше исторического рекорда, установленного 7 сентября 2023 года.
Александр Новак,
вице-премьер, о регулировании экспорта бензина, 11 июля, «Интерфакс»:
У нас была такая практика: вводить в период повышенного спроса запрет
не только для непроизводителей, но и для производителей.
Гендиректор АО «Компания Уфаойл»
Ринат Фаттахов отмечает, что по итогам 29 июля на бирже была продана 21 тыс.
тонн бензина АИ-92, что довольно мало для летних месяцев. Снижение оптовых цен,
полагает он, может продлиться еще несколько дней, но если предложение не
увеличится, то котировки вернутся к восходящему тренду. «Покупатели взяли паузу
в ожидании, что объемы вырастут, но на рынке сохраняется неопределенность»,—
добавляет он.
По данным источника “Ъ” на рынке,
производство бензина в январе—июне 2025 года выросло на 3,5% год к году, до
22,52 млн тонн.
На внутренний рынок, по его
словам, за первое полугодие отгружено 18,98 млн тонн, на экспорт — 3,25 млн тонн.
Пик прироста экспортных поставок пришелся на март, апрель и май. По данным
собеседника “Ъ”, за три месяца экспортировано 1,59 млн тонн бензина, что почти
в два раза больше, чем весной 2024 года. По его словам, рост отгрузок связан с
нежеланием покупателей в РФ запасаться бензином на лето.
Управляющий партнер трейдера
«Пролеум» Максим Дьяченко отмечает, что биржевая цена АИ-92 снижается активнее,
так как стоимость марки влияет на выплаты по демпферу и производители
фокусируются именно на ней, а предложение по АИ-95 сдерживается. В случае если
среднемесячные биржевые котировки АИ-92 превысят индикативную цену,
установленную на этот год в 60,45 тыс. руб. за тонну, более чем на 10%,
нефтекомпании не получают компенсацию за поставки на внутренний рынок. Пока
демпферные выплаты не выплачивались только в сентябре 2023 года, когда
правительство впервые ввело полное эмбарго на экспорт.
По словам старшего аналитика БКС
Кирилла Бахтина, опыт предыдущих запретов в 2024 году и осенью 2023 года
показал, что такая мера регулятивного характера весьма эффективна. Ее продление
на сентябрь будет зависеть от оптовых цен в конце августа, полагает он.
Желаемой целью будет возвращение котировок на уровень начала июня (с того
момента максимальный рост стоимости АИ-92 составил 16%), считает аналитик.
Менее существенное снижение биржевой стоимости АИ-95, по его словам,
объясняется дефицитом этой марки.
Как отмечает источник “Ъ”,
поскольку запрет на экспорт снижает ажиотаж на рынке, эмбарго, вероятно,
продлят и на сентябрь.
Но заметного прироста предложения
на внутреннем рынке в ближайшие несколько месяцев собеседник “Ъ” не ожидает.
Котировки, продолжает источник “Ъ”, будут колебаться на относительно высоком
уровне.
При этом у запрета есть
исключения — из РФ продолжаются поставки бензина в рамках межправительственных
соглашений, напоминает Ринат Фаттахов. Он указывает, что в сентябре и октябре
традиционно начинаются плановые ремонты на НПЗ и в условиях, когда рынок уже
сейчас входит в сезон с минимальными запасами, августовских ограничений может
оказаться недостаточно. С вероятным продлением запрета на сентябрь согласен и
Максим Дьяченко, который отмечает, что решение будет зависеть от объема запасов
и цен на оптовом рынке. Он напоминает, что продление ограничений в сентябре
2024 года не привело к росту биржевых объемов, а цена АИ-92 выросла примерно на
4 тыс. руб. за тонну.
Ольга Семеновых