После бурных событий августа и сентября, когда бензин стремительно
дорожал, а некоторые АЗС вынужденно ограничивали продажу топлива, рынок будто
взял паузу. Спрос снизился, а биржевая цена на АИ-92 даже упала на 3,2%. Но
расслабляться рано. Специалисты предупреждают: осеннее затишье может оказаться
временным. Дизель, скорее всего, еще подрастет, отмечают эксперты, ведь страна
переходит на зимнее топливо, а нефтяные компании вряд ли упустят шанс
компенсировать прежние издержки. По их словам, бензин, напротив, может
«застрять на плато»: сильно выросший в цене за лето, он теперь едва движется. И
все же уверенности в том, что скачков стоимости больше не будет, нет.
Осень 2025 года для российского
топливного рынка началась с облегченного выдоха после лихорадочного августа и
сентябрьского дефицита. Тогда в некоторых регионах — от Сибири до Крыма —
водителям отпускали по 20–30 литров в одни руки, а на независимых АЗС топливо
попросту заканчивалось. В октябре биржевые графики наконец пошли вниз: по
данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость
бензина АИ-92 снизилась на 3,21%, до 71,7 тыс. рублей за тонну. Средняя
розничная цена по стране, по данным Росстата, составила 60,1 рубля за литр, на
АИ-95 — 64,7 рубля. Это на 2,7% выше, чем в августе, но уже без прежнего рывка.
Причины затишья — сезонные. Спрос
на бензин падает вместе с туристическим потоком, а нефтеперерабатывающие заводы
завершают плановые ремонты и начинают активнее отгружать топливо. «Сезон
закончился. Все, что могли по бирже, отработали. Вряд ли оптовая биржа будет
обновлять максимум в этом году уже. Скорее, цены будут двигаться постепенно к
снижению», — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По
его словам, нефтяные компании сейчас стараются не раскачивать рынок: «Была
слишком нервная ситуация в последний раз — никто не хочет ее повторения».
Напряженность августа и сентября
на рынке помнят хорошо. Тогда рост биржевых цен на бензин превысил 11%, а
дизель подорожал до рекордных 73 рублей за литр. В результате дорожало все — от
перевозок до сельхозработ. Фермеры пересчитывали себестоимость, транспортники
урезали рейсы, а коммунальщики предупреждали о риске повышения тарифов. «Рост
цен на дизель автоматически тянет вверх стоимость продовольствия,
стройматериалов, бытовых услуг. Цепная реакция, которую сложно остановить», —
отмечали аналитики.
Государство вмешалось в ситуацию:
продлило запрет на экспорт бензина, обнулило пошлины на импорт, скорректировало
правила биржевых торгов и восстановило демпферные выплаты нефтяникам. Однако
эффект оказался ограниченным. Как признают эксперты, главная причина в том, что
структурные проблемы — от нехватки мощностей до нестабильной логистики — решить
быстро невозможно. «Пока не завершатся ремонты на НПЗ и не стабилизируются
поставки, о долгосрочном снижении говорить рано», — поясняют специалисты.
На фоне этого прогноза водители,
кажется, готовы радоваться даже ценовому «плато» — когда бензин просто не
растет. «По бензину, думаю, мы на некоем плато останемся. Он и так сильно
подорожал с начала года. Биржевая цена сейчас не растет — значит, нет давления
на розницу», — считает эксперт Финансового университета Игорь Юшков. Но у
дизеля, по его словам, иная история: «Он может еще подрасти. Во-первых,
переходим на зимний дизель. Во-вторых, некоторые компании могут немного поднять
цены, чтобы компенсировать потери».
Для рядового автомобилиста это
означает, что наступающий ноябрь станет временем относительной передышки. Но
уже к зиме рынок снова может качнуться. Переход на зимние сорта топлива всегда
повышает затраты производителей, а если при этом спрос не проседает, цены
неизбежно реагируют. Прибавим к этому фактор логистики — и становится понятно,
почему эксперты осторожно говорят применительно к ценам на бензин о «небольшом
росте без всплесков».
Людмила Александрова