Этот спор будет вечным. Но у обоих вариантов есть объективные
преимущества и недостатки, которые не получится игнорировать. Autonews.ru
разбирался в вопросе максимально непредвзято
Чем бензин отличается от дизеля
Если кратко, то в бензиновом
двигателе внутреннего сгорания (ДВС) смесь топлива и воздуха поджигает искра. А
в дизельном смесь воспламеняется самостоятельно. И конечно, применяются
совершенно разные типы топлива — бензин не имеет с дизелем почти ничего общего.
Кроме, разве что, самого факта изготовления из нефтяного сырья.
Что общего
Если говорить о сравнении самых
современных бензиновых моторов с дизельными собратьями, то на первый взгляд они
схожи: и там и там форсунка расположена непосредственно в камере сгорания, а
подача топлива осуществляется ближе к концу такта сжатия. На бензине такая
схема называется «непосредственный впрыск» (direct injection), а на дизелях —
Common rail.
Но даже если брать классический
распределенный впрыск на бензине (распыл во впускной коллектор), кажется, что
отличий от дизеля там минимум. Везде есть цилиндры, клапаны, поршни, шатуны и
коленвал. Плюс те же четыре такта работы. Однако на деле все куда сложнее.
Чем отличаются
Во-первых, как уже отметили,
кардинально разнится топливо. Если бензин и его пары запросто вспыхивают от
небольшой искры, то дизтопливо можно не поджечь и спичкой.
На свойствах «соляры» держится
сам принцип дизельного двигателя — воспламенение без свечи зажигания. Если в
конце такта сжатия в бензиновом ДВС на электродах генерируется искра, то в
дизеле смесь воздуха и топлива воспламеняется сама — от огромного давления и
температуры в камере сгорания.
Ввиду того, что степень сжатия у
дизелей ощутимо выше, чем на бензине (14–24 против 8–12 единиц), все детали поршневой
группы выполнены намного более прочными. Это имеет свою обратную сторону:
растет масса двигателя.
Топливная аппаратура для тяжелого
топлива сложнее и намного дороже, чем для бензина. Одно лишь то, что давление
впрыска форсунок различается в разы (350 бар у бензина против 1500 бар у
дизеля), обуславливает дороговизну «соляроидных» моторов.
Бензин или дизель: что дороже
Про себестоимость самих моторов
уже сказали: при прочих равных (архитектура и объем) дизель всегда дороже. А
вот что касается эксплуатационных расходов, тут нужно брать калькулятор.
Универсальной формулы нет — все зависит от конкретного автомобиля и того, как
он используется. Принято считать, что при более высокой стартовой цене дизеля
на дальней дистанции (несколько лет) он окажется выгоднее, чем бензиновый
аналог. Но, повторимся, все очень индивидуально. Например, у нас, при ценах на
ДТ, давно перегнавших бензин, плюс с учетом скудной сервисной сети, купить
дизельную машину в семью решится не каждый. А при неудачном раскладе денег за несколько
лет она может вытянуть ощутимо больше автомобиля на бензине.
Что экономичнее в машине: бензин или дизель
Считается, что топливная
экономичность — основной аргумент в пользу дизелей. Но и здесь степень
преимущества зависит от режима движения. Так, современные бензиновые двигатели
с непосредственным впрыском, умеющие работать на сверхбедной смеси при малых
нагрузках и на холостых, почти вплотную приблизились к дизелям в некоторых
ездовых дисциплинах. Так, в городе будет примерный паритет. Хотя формально, по
цифрам, победа все равно останется за «соляркой». А вот на трассе дизель совсем
не оставит конкуренту шансов, как ни считай. Разница в аппетите может доходить
до 20–30%.
Еще одно «соревнование», где
тяжелое топливо кладет бензин на лопатки, — бездорожье. В режиме постоянной
езды в натяг двигатель на дизтопливе может обеспечить запас хода, превышающий
бензиновый едва ли не двукратно.
Бензин или дизель: что мощнее
При прочих равных бензиновый
двигатель выигрывает у дизеля в мощности, но уступает в крутящем моменте. На
практике это означает, что автомобиль на бензине может развить большую
максимальную скорость. В спурте со светофора тоже, скорее всего, выйдет
победителем. Зато «в приеме» вряд ли догонит дизель. Имеется в виду та самая
приемистость, которая определяет, как бодро машина отзывается на газ в
движении, то есть ускоряется ходом. Именно приемистость (хотя это понятие чисто
разговорное) определяет, насколько безопасен автомобиль при обгонах. И здесь
современный дизель, как правило, обыгрывает бензинового соперника. Также
очевидно его преимущество при буксировке тяжелых грузов и езде в натяг —
например, в затяжных подъемах.
Что лучше: бензин или дизель
Однозначного ответа быть не
может. Выбор определяется совокупностью факторов: бюджет, задачи и популярность
того или иного топлива на местности. Например, в ряде регионов Крайнего Севера
бензина может не быть вовсе — вся техника там (включая легковые машины) ездит
исключительно на дизельном топливе. Аналогичная ситуация и в Европе: ДТ давно
заняло лидирующее положение на заправках. У нас же ситуация противоположная.
Дизельные легковушки в потоке средней полосы и юга России — явление нечастое.
Обосновывается это прежде всего стоимостью владения. Как уже сказали, только
многолетняя эксплуатация способна подчеркнуть преимущества автомобиля на
тяжелом топливе. А если учесть слабое развитие у нас качественных дизельных
АЗС, непонятную ситуацию с запчастями и постоянно растущую цену за литр — выбор
дизеля в России становится вопросом разве что личных предпочтений.
Autonews: https://www.autonews.ru/