Белый дом думает о стандартизации тарифов «Транснефти»

Правительство задумалось о том, чтобы установить эталонные тарифы на прокачку нефти по аналогии с тарифом на транспортировку газа, о размере которого участники рынка и чиновники продолжают спорить. Если решение будет принято, единый тариф заменит действующие 97 тарифов «Транснефти», тем самым поставив правительство перед проблемой ликвидации перекрестного субсидирования между разными направлениями транспортировки нефти. Однако собеседники “Ъ” в отрасли не ожидают, что эталонный тариф появится в ближайшем будущем. Вице-премьер Дмитрий Козак 19 ноября поручил ФАС, Минэнерго, Минэкономики и «Транснефти» разработать «эталонный» тариф на прокачку нефти и нефтепродуктов. По данным “Ъ”, изначальное предложение исходило от Минэкономики, поскольку в плане министерства по ускорению инвестиций в основной капитал, разработанном по поручению президента РФ, есть пункт о необходимости внедрения долгосрочных эталонных тарифов в энергетической сфере. Речь идет о едином тарифе, рассчитанном на основе фактических операционных затрат, к которым может прибавляться инвестиционная составляющая. «Это давняя идея — вычленить и показать все операционные расходы внутри тарифа, чтобы обосновать его для потребителей услуги транспортировки нефти»,— заявил “Ъ” представитель вице-премьера Илья Джус. Минэкономики предложило сделать тариф для «Транснефти» по аналогии с эталонной стоимостью транспортировки газа, которую министерства сейчас пытаются посчитать для «Газпрома». Этот расчет необходим, чтобы принять решение об индексации транспортного тарифа для независимых производителей газа — тариф не менялся с 2015 года, поскольку независимые производители считают его завышенным, а методику расчета непрозрачной. В октябре стороны представили в правительство свои расчеты, однако, по словам собеседников “Ъ” в правительстве и газовой отрасли, компромисс едва ли будет достигнут в обозримом будущем. В Минэкономики и Минэнерго не стали комментировать возможное введение эталонного тарифа для «Транснефти». Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в ответ на запрос “Ъ” сообщил, что на данный момент предполагается, что в 2021–2025 годах тарифы «Транснефти» по транспорту нефти будут индексироваться в диапазоне 90–100% прогнозной инфляции. При этом «предстоит определиться с базой тарифа, от которого будет происходить индексация с 2021 года». Для этого должны быть оптимизированы текущие расходы, а также определена долгосрочная инвестпрограмма. «Необходимо увязать эти вопросы и с уровнем выплаты дивидендов»,— отметил господин Голомолзин. Он напомнил, что тариф на транспортировку нефтепродуктов в соответствии с указом президента РФ планируется дерегулировать. При этом, по данным “Ъ”, ФАС предлагает вводить эталонные тарифы для «Транснефти» только после того, как это будет сделано для «Газпрома». Учитывая полярные позиции сторон в дискуссии по газовым тарифам и тот факт, что вопрос обсуждается уже несколько лет, предложение ФАС фактически делает перспективы введения эталонных тарифов для «Транснефти» крайне неопределенными. Николай Токарев, глава «Транснефти», 24 октября Это бесполезно обсуждать, потому что все разговоры с ФАС заканчиваются одной известной фразой: инфляция минус. И ФАС совершенно все равно, как у нас растут тарифы, на что они растут, как мы будем жить. Они выучили этот стишок «инфляция минус Советник президента «Транснефти» Игорь Демин подтвердил “Ъ”, что компания получила поручение о возможности внедрения «эталонного» тарифа. «Это означает пересмотр всей действующей системы тарификации. Сейчас установлено 97 тарифов для различных участков»,— сказал он. Собеседники “Ъ” в отрасли видят значительные препятствия при попытке внедрения эталонных тарифов для «Транснефти» и при этом не видят очевидных сторонников такого решения. Так, в системе «Транснефти» велико перекрестное субсидирование: тарифы по старым направлениям субсидируют новые, в основном экспортные маршруты — ВСТО, трубы на порты Усть-Луга и Новороссийск. «Если тариф будет выравнен, всем компаниям придется пересчитывать свои затраты, больше всех потеряет, скорее всего, "Роснефть", с учетом ее объемов и ориентации на экспорт по ВСТО»,— говорит один из собеседников “Ъ”. При этом собеседники “Ъ” не видят структурных претензий нефтяных компаний к уровню тарифов «Транснефти», в отличие от ситуации с «Газпромом», где размер тарифа прямо и существенно влияет на рентабельность поставок газа по определенным направлениям. Единая ставка тарифа на прокачку нефти приведет к тому, что поставка нефти по ВСТО с удаленных месторождений подорожает на 50%, полагает Игорь Юшков из ФНЭБ. На северо-западе прокачка в направлении порта Приморск подешевеет, а на Усть-Лугу — подорожает, что, скорее всего, приведет к снижению загрузки Усть-Луги. Тариф на прокачку по нефтепроводу «Дружба» может упасть на 30% — по мнению господина Юшкова, это приведет к тому, что грузоотправители будут заинтересованы загружать порты Прибалтики вместо Усть-Луги, а также направлять нефть транзитом через Украину.
Комментарии
Конфереция