Президент Белоруссии А. Лукашенко предложил губернатору Ленинградской области А. Дрозденко построить совместный морской порт.
Об этом сообщило белорусское госагентство БелТА.
Тезисы от А. Лукашенко:
Белоруссия работает над изменением логистики по поставке своих товаров,
вопрос один - это железнодорожные тарифы и перевалка в портах,вопрос строительство порта обсуждался с президентом РФ В. Путиным, он загорелся этим вопросом,есть финансовое решение - все, что Белоруссия сэкономит на строительстве Белорусской АЭС, финансируемой за счет кредитов РФ, может быть вложено в порт, строительство терминала.
Белоруссия, не имея выхода к морю, тесно завязана в вопросах логистики на порты на Балтийском море.
Одним из ключевых портов является Клайпеда в Литве, через который Белоруссия в т.ч. получает танкерные партии нефти для нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Нафтан.
В конце августа 2020 г. А. Лукашенко заявил, что в качестве ответных мер на санкции стран Прибалтики, Белоруссия перестанет пользоваться их портами для перевалки своих экспортных грузов, в основном, калийных удобрений и нефтепродуктов.
А. Лукашенко рассчитывает договориться с Россией о тарифах на перевалку белорусских грузов в связи с планируемыми ответными санкциями в отношении стран Балтии.
3 сентября 2020 г. глава Минэнерго РФ А. Новак после российско-белорусских переговоров в г. Минск сообщил, что обсуждается возможность переброски нефтепотоков из Литвы в российские порты, в частности, в Усть-Лугу.
Потенциал перевалки министр оценил в 3-4 млн т/год нефтепродуктов, заверив, что свободные мощности имеются.
А. Дрозденко тогда уточнил, что порты Усть-Луга и Приморск в Ленинградской области могут принять нефтепотоки из Литвы в 2024 г.
Вопрос экспорта белорусских товаров через российские порты обсуждается уже не один год.
В 2017 г. В. Путин выступил с предложением обязать белорусские НПЗ использовать российские порты и железную дорогу, связав это обязательство с беспошлинными поставками российской нефти.
Однако белорусская сторона посчитала российские железнодорожные тарифы и тарифы на перевалку, даже с учетом внушительной скидки от РЖД, невыгодными в сравнении с прибалтийскими, пообещав обеспечить перевалку лишь 1 млн т/год нефтепродуктов через Усть-Лугу, да и то при условии экономических положительных факторов.
В настоящее время Белоруссия экспортирует 10-11 млн т/год нефтепродуктов, в т.ч. около 6 млн т/год - через порты стран Балтии на мировые рынки.
Еще 3-3,5 млн т/год нефтепродуктов поставляется на Украину.
Кроме того, через порт Клайпеда переваливается около 10 млн т/год белорусских калийных удобрений.
Белоруссия также пользуется услугами Калининградского порта, но очень скромно.
По экспертным оценкам, через данный порт переваливается только около 2% транзитных товаров из Белоруссии.
Комментарии