Конфереция

Белоруссия ищет выход к Балтике. А. Лукашенко предложил главе Ленинградской области совместно построить порт

Президент Белоруссии А. Лукашенко предложил губернатору Ленинградской области А. Дрозденко построить совместный морской порт. Об этом сообщило белорусское госагентство БелТА. Тезисы от А. Лукашенко: Белоруссия работает над изменением логистики по поставке своих товаров, вопрос один - это железнодорожные тарифы и перевалка в портах,вопрос строительство порта обсуждался с президентом РФ В. Путиным, он загорелся этим вопросом,есть финансовое решение - все, что Белоруссия сэкономит на строительстве Белорусской АЭС, финансируемой за счет кредитов РФ, может быть вложено в порт, строительство терминала. Белоруссия, не имея выхода к морю, тесно завязана в вопросах логистики на порты на Балтийском море. Одним из ключевых портов является Клайпеда в Литве, через который Белоруссия в т.ч. получает танкерные партии нефти для нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Нафтан. В конце августа 2020 г. А. Лукашенко заявил, что в качестве ответных мер на санкции стран Прибалтики, Белоруссия перестанет пользоваться их портами для перевалки своих экспортных грузов, в основном, калийных удобрений и нефтепродуктов. А. Лукашенко рассчитывает договориться с Россией о тарифах на перевалку белорусских грузов в связи с планируемыми ответными санкциями в отношении стран Балтии. 3 сентября 2020 г. глава Минэнерго РФ А. Новак после российско-белорусских переговоров в г. Минск сообщил, что обсуждается возможность переброски нефтепотоков из Литвы в российские порты, в частности, в Усть-Лугу. Потенциал перевалки министр оценил в 3-4 млн т/год нефтепродуктов, заверив, что свободные мощности имеются. А. Дрозденко тогда уточнил, что порты Усть-Луга и Приморск в Ленинградской области могут принять нефтепотоки из Литвы в 2024 г. Вопрос экспорта белорусских товаров через российские порты обсуждается уже не один год. В 2017 г. В. Путин выступил с предложением обязать белорусские НПЗ использовать российские порты и железную дорогу, связав это обязательство с беспошлинными поставками российской нефти. Однако белорусская сторона посчитала российские железнодорожные тарифы и тарифы на перевалку, даже с учетом внушительной скидки от РЖД, невыгодными в сравнении с прибалтийскими, пообещав обеспечить перевалку лишь 1 млн т/год нефтепродуктов через Усть-Лугу, да и то при условии экономических положительных факторов. В настоящее время Белоруссия экспортирует 10-11 млн т/год нефтепродуктов, в т.ч. около 6 млн т/год - через порты стран Балтии на мировые рынки. Еще 3-3,5 млн т/год нефтепродуктов поставляется на Украину. Кроме того, через порт Клайпеда переваливается около 10 млн т/год белорусских калийных удобрений. Белоруссия также пользуется услугами Калининградского порта, но очень скромно. По экспертным оценкам, через данный порт переваливается только около 2% транзитных товаров из Белоруссии.
Комментарии