23.01.2020 00:06
Комментарии: 0
Просмотры: 410
Остановка «Дружбы», прекращение поставок нефти на НПЗ Белоруссии и
прокачки в европейские страны, возможны, но не принесут выгоды ни России, ни
особенно Белоруссии. Такой вывод делают авторы доклада Института развития
технологий ТЭК «Белоруссия без российской нефти: варианты возможны, но не
желательны».
Российские экспортеры могут обойтись без проходящих по Белоруссии труб
«Дружбы». Как заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, Россия обладает
возможностями перераспределить транзитные потоки нефти, идущие в Европу через
Белоруссию, но «перспективу такую исключаем».
Поставки нефти по "Дружбе" в страны ближнего и дальнего зарубежья в среднем за
2019 год составили около 61,3 млн тонн в год, включая нефть для внутренних нужд
Белоруссии (собственного потребления и переработанного экспорта). Резерв пропускных
мощностей «Транснефти» через порты по планам на 2020 год в западном направлении
около 42 млн тонн в год.
Германия и Польша могут восполнить отсутствие поставок российской нефти по
белорусской части «Дружбы», это сегодня около 30 млн тонн, через свои порты.
Поставки нефти в Чехию, Словакию и Венгрию не превышают около 13 млн тонн,
что также восполняется отчасти по железной дороге, отчасти через нефтепроводы от
хорватского Омишаля и через трубопровод IKL из германского Ингольштадта.
В случае остановки «Дружбы» у России возникнут проблемы, но они решаемы сразу
же или в недолгой перспективе. Портовые мощности компании полностью компенсируют
выпадающие объемы, делают вывод авторы доклада.
Кроме того, есть предложение от Украины прокачать в обход Белоруссии на южную
ветку «Дружбы» 15 млн тонн через приднестровские трубопроводы (эти трубы сейчас
законсервированы и заполнены инертным газом).
Около 10 млн тонн – внутренний резерв для дополнительно переработки на
российских НПЗ, продукты которой могут быть экспортированы через порты или по
железной дороге.
Таким образом, катастрофического снижения экспорта нефти и нефтепродуктов из
России не случится, даже если Белоруссия полностью остановит транзит по своему
участку «Дружбы».
Анализируя экономическую ситуацию с покупкой российской нефти, эксперты
ИРТТЭК отмечают, что ценовой альтернативы сегодня у Белоруссии нет – до 2024 года,
времени окончания налогового маневра, стоимость российской нефти для республики
будет ниже любого другого сырья поставленного с рынка.
Цены закупки российской нефти для белорусских НПЗ рассчитывались как: цена
Urals на Роттердамском рынке − минус таможенная пошлина − плюс $10 с каждой тонны
(премия российских компаний) − плюс тариф на прокачку. Премия в $10 для российских
компаний действует с 2011 года, ее учредили в качестве стимула для российских ВИНК к
увеличению поставок нефти в Беларусь.
В декабре 2019 года средняя цена сорта Urals составила $64,47 за баррель или
примерно $469,3 за тонну (при коэффициенте пересчета 7,28 барреля на тонну). Размер
экспортной пошлины, рассчитанный с коэффициентом 0,833 и на основе мониторинга цен
на целевых рынках, в декабре равнялся $90,5 доллара за тонну. Таким образом, стоимость
нефти без учета таможенной пошлины составила $378,8 долларов за тонну, или 80,7% от
средней стоимости Urals на европейских рынках. Добавка к цене $10 долларов за тонну
увеличивает цен нефти для белорусских НПЗ до 82,9% от мировой.
С 1 января 2020 года коэффициент, применяемый при расчете пошлин на нефть,
снижен до 0,667. Благодаря этому размер пошлины уменьшился на $13,3, до 77,2 доллара
за тонну. Цена Urals на 14 января составляла $60,02 за баррель, то есть около $436,95 за
тонну. Значит, Минску она обошлась бы 359,75 долларов за тонну, или 83,3% от
европейской цены Urals. А надбавка в $10 долларов поднимает белорусскую цену до
84,6% от мировой.
До 2014 года эта разница сохраняется, что делает поставки нефти из Москвы для
Минска практически безальтернативными, пишет ИРТТЭК.
В попытке подготовиться к неизбежному Александр Лукашенко потребовал от
чиновников проработать вариант, в котором 30-40% нефти Беларусь будет покупать в РФ,
30% завозить с Балтики и еще 30% через Украину. Основная проблема при этом −
рентабельность экспорта нефтепродуктов с белорусских НПЗ, изготовленных из
закупленной вне России нефти. Минск признает, что белорусские НПЗ уже столкнулись с
проблемой финансирования текущей деятельности.
На днях Минск закупил 80 тыс. тонн норвежской нефти, поставленной через
литовскую Клайпеду, чтобы проверить рентабельность процесса. Только на закупке и
поставке НПЗ потеряли, по данным авторов доклада ИРТТЭК, минимум $97,2 на тонну
нефти по сравнению с поставками из России.
Переговоры между РФ и РБ по поставкам нефти для Белоруссии и транзита по ее
территории не могут не завершиться каким-либо компромиссом. В противном случае
стороны потеряют такие суммы, которые не компенсируют ни размер самых крупных
уступок, ни, тем более, политические и личные амбиции.
Россия по-прежнему остается надежным поставщиком энергоресурсов. Ситуацию с
полным перекрытием белорусского участка «Дружбы» российская сторона даже не
рассматривает. Не считая геополитических издержек, такое развитие событий потребует
значительных усилий, о чем попросил «не фантазировать» и министр энергетики
Александр Новак.
Вопросы по информации релиза: +7 917 519-75-75, info@irttek.ru
Комментарии