Багаманов: в цене бензина только 20% приходится на себестоимость нефти

Финансовый аналитик объяснил, почему в Калининграде не строят НПЗ

Калининградцы пожаловались на отсутствие бензина АИ-92 на некоторых заправках областного центра в комментариях на странице губернатора Алексея Беспрозванных во «ВКонтакте».

В региональном министерстве инфраструктуры пользователям объяснили, что такая ситуация в российском полуэксклаве сложилась из-за перебоев с поставками.

«Поставки в область топлива не прекращены — осуществляются. Из-за нарушения ритмичности поставки топлива именно в некоторых компаниях нет бензина. Как только в компании придёт поставка, его будут продавать», — заверили в ведомстве.

В середине сентября нехватку бензина марки АИ-92 на отдельных заправках Калининградской области власти объясняли переходом основного поставщика топлива в регион — ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» — на перевозку нефтепродуктов паромами.

Жители региона в комментариях интересуются не только наличием, но и ценами на бензин.

По данным портала russiabase.ru на 6 октября средняя цена за литр АИ-92 в Калининградской области составила 64,07 руб. Его минимальная стоимость — 63,26 руб.

Так, на заправках ЛУКОЙЛа литр бензина подорожал от 0,47 до 0,95% в среднем до 64,01 руб. На АЗС «Балтнефти» стоимость литра АИ-92 прибавила в цене 0,16% и обойдется в 63,49 руб.

Напомним, в августе цена бензина АИ-92 по сравнению с июлем выросла на 1,16% и составила 62,89 руб. за литр, подсчитал Калининградстат. Бензин АИ-95 за месяц подорожал на 1,43%, до 66,53 руб.за литр. Литр дизельного топлива в последний месяц лета калининградцы покупали за 71,87 руб., что на 0,19% выше июльских цен.

Здесь нужно понимать что самый главный фактор, который влияет на наличие бензина и его стоимость — это предложение, то есть достаточный объем производства, комментирует РБК Калининград финансовый аналитик, директор местного филиала «БКС Премьер» Виталий Багаманов.

«В силу технологического процесса это производство устроено таким образом, что один нефтеперерабатывающий завод обслуживает достаточно крупный регион, и в случае если он закрывается на плановый или срочный ремонт, то это очень сильно влияет на то предложение, которое есть на рынке. Вот такая необходимость в срочном ремонте в последнее время в силу обстоятельств, к сожалению, время от времени возникает, и завод может закрыться непрогнозируемо. Тогда поставки бензина сокращаются», — объясняет Багаманов.

География дефицита бензина

По его мнению, в этом плане Калининград с точки зрения наличия бензина находится еще в достаточно неплохом положении.

«Если смотреть по стране, то мы можем увидеть в новостях, что на Дальнем Востоке, например, выстраиваются километровые очереди за бензином, потому что его в принципе нет в наличии, он туда просто не поступает. Так что в этом плане нам еще достаточно проще», — замечает финансист.

Отметим, настоящее время нехватка АИ-92 наблюдается также и в других регинах России. Например, телеграм-каналы Бийска (Алтайский край) публикуют видео очередей на заправках. СМИ сообщают, что из-за нехватки бензина в городе закрылась часть АЗС. Власти связывают проблемы с повышенным спросом и вместе с местными предпринимателями пытаются устранить дефицит топлива. Помимо увеличения числа закупок, владельцам АЗС рекомендовали пересмотреть систему восполнения запасов бензина.

В Крыму до 10 октября сохраняется норматив по продаже 20 литров бензина в одни руки, а также уменьшается количество АЗС, на которых топливо имеется в свободной продаже, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на главу Крыма Сергея Аксенова.

По его словам, с 10 октября количество АЗС, где можно купить топливо по установленному нормативу, «будет увеличено», а с 20 октября — «дополнительно возрастет». Полностью потребность региона в нефтепродуктах должна быть покрыта к концу месяца, обещает чиновник.

По мнению экспертов, нехватка топлива кроме Крыма грозит прежде всего восточным регионам страны и Кавказу. Однако подчеркивается, что это временные сложности, и ситуация должна нормализоваться уже к концу октября. Автомобилистов призывают не запасать бензин впрок, чтобы не усугублять положение еще больше, пишет «Газета.ру».

«20% в цене бензина — это себестоимость нефти»

Рассуждая о стоимости бензина, пользователи в комментариях на странице главы региона «ВКонтакте» предлагают: «Может маленький НПЗ построим, ну типа как фабрику по производству сухарей?».

Действительно, из-за отсутствия в Калининградской области перерабатывающего завода на стоимость бензина сильно влияет транспортная составляющая, считает Виталий Багаманов.

 «Что касается непосредственно факторов, которые влияют на стоимость бензина, когда он есть в наличии. Принято считать, что страна у нас нефтяная и, соответственно, бензин должен быть дешевый. Но на самом деле, в стоимости бензина, который можно купить на заправке, порядка 60% [составляют] всевозможные налоги и акцизы, и только примерно 20% приходится на себестоимость нефти и производства топлива. По 10% отходит на прибыль нефтяных компаний и расходы на его доставку. Поэтому нельзя сказать, что у нефтяных компаний просто непомерный аппетит, и они все кладут себе в карман… Еще раз, как и многие другие товары, эта отрасль облагается большими налогами и акцизами, и в силу этого цена [повышается]», — объясняет Багаманов.

Он уточняет: бизнес у АЗС построен не за счет того, что они продают бензин и на этом зарабатывают деньги. Любая сеть заправочных станций, в первую очередь, зарабатывает на потоке и продаже сопутствующих товаров: всевозможных чаях, кофе, шоколаде и т.д.

Строительство НПЗ в Калининграде

Что касается конкретно Калининграда, то строительство НПЗ здесь нецелесообразно из-за того, что регион недостаточно велик, считает собеседник РБК Калининград.

«Как правило, НПЗ, которые существуют в стране, обслуживают не один регион. Так, в Подмосковье завод осуществляет поставки на весь московский регион, в Самаре Куйбышевский завод снабжает бензином все Поволжье. В Калининграде с нашими размерами рынка — а они являются ограничивающим фактором не то, что для постройки НПЗ, но и для нормального производства, условно например мебели — нецелесообразно их создавать, потому что, в принципе, сегодня все производственные процессы высокотехнологичные и требуют достаточно дорогостоящего оборудования. На тот объем рынка, который есть в Калининграде, а он очень мал, строить здесь НПЗ нецелесообразно», — рассуждает финансист.

В свою очередь, региональные власти не раз заявляли, что готовы поддержать инициативу строительства в регионе нефтеперерабатывающего завода и оказать содействие в реализации такого проекта. По данным минэкопрома, на территории области нефтедобычей занимаются две компании, но заинтересованных в строительстве нефтеперерабатывающего завода инвесторов нет.

«Готовы поддержать инициативу строительства в области нефтеперерабатывающего завода, оказывать содействие в реализации такого проекта», — комментировали ранее чиновники предложение калининградца «осилить свой нефтеперерабатывающий заводик».

Позиция властей

В минувшую субботу губернатор провел совещание со всеми участниками топливного рынка. Глава региона утверждает, что бензин завозится в Калининград.

«Поставки продолжаются, топливо в вагоны загружено, паромом и танкерным флотом отправлено, как это и происходит каждую неделю. Необходимый для региона запас есть, постоянно его пополняем», — сообщил Алексей Беспрозванных в своем телеграм-канале.

По его словам, в регионе создан оперативный штаб, чтобы максимально быстро решать любой вопрос по обеспечению региона топливом.

Федеральные власти в настоящее время готовят меры поддержки внутреннего топливного рынка на фоне падения производства и нехватки бензина в ряде регионов России. Согласно предложению вице-премьера Александра Новака, планируется обнулить пошлины на импорт топлива из Китая, Южной Кореи и Сингапура, а также временно разрешить использование присадок при производстве бензина, пишет «Коммерсантъ».

По мнению Новака, эти меры должны обеспечить ежемесячный приток не менее 450 тыс. тонн топлива, из которых свыше 350 тыс. тонн составит бензин, а около 100 тысяч тонн — дизельное топливо. Ранее правительство уже продлило действие эмбарго на экспорт бензина до конца 2025 года и ввело ограничение на вывоз дизтоплива.

Аналитик «Финам» Сергей Кауфман прогнозирует, что в ближайшие месяц-полтора ситуация на внутреннем рынке бензина может остаться напряженной на фоне продолжения сезона повышенного спроса и снижения производства из-за атак на НПЗ.

«На наш взгляд, ситуация кризиса может закончиться либо с завершением сезона высокого спроса — примерно, конец сентября, либо в случае достаточно быстрого ремонта снизивших производство бензина НПЗ. Также к некоторому улучшению ситуации мог бы привести рост импорта, например, из Беларуси», — считает Кауфман.

По его мнению, в сентябре рост цен в рознице был пиковым на фоне рекордных цен в опте, а теперь ситуация постепенно должна улучшаться, писал РБК Калининград.

Цены на бензин стабилизируются, когда удастся восстановить продажи бензина на бирже в достаточном объеме, прогнозировал заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев на Восточном экономическом форуме.

Комментарии