Дмитрий Гусев
Заместитель председателя
правления ассоциации "Надежный партнер"
Для развития автозаправочного рынка в России необходима единая
государственная информационная система ТЭК
В условиях рыночной экономики
предполагается, что стоимость товаров и услуг определяется балансом спроса и
предложения. Примером такого процесса является биржа, где покупатели и продавцы
пытаются найти оптимальную цену, устраивающую обе стороны. Сделки на бирже
давно перестали представлять реальный процесс покупки товаров или услуг.
Главное место по объемам торгов занимают финансовые инструменты — фьючерсы.
Последние тоже являются математической величиной — математическим ожиданием
значения величины стоимости товара или услуги в ближайшем или не очень будущем.
Однако формирование ожиданий складывается не только из безусловного поведения
участников фьючерсного рынка, но и из реальных факторов, влияющих на физические
поставки топлива.
Реальные факторы
К реальным факторам влияния на
цену можно отнести снижение спроса со стороны потребителя, остановку
завода-производителя, проблемы в поставках по железной дороге, природные
катаклизмы, влияющие на сроки доставки. К реальным факторам относятся и запасы
товаров, находящиеся на рынке. С этим фактором постараемся разобраться
несколько подробнее.
Жизненный цикл товара состоит из
процесса производства, хранения и потребления. Представляем это очень
упрощенно. Соответственно, на цену товара на бирже и не только влияют объемы
производства (чем больше производят, тем ниже будет цена), объемы потребления
(чем меньше потребляют, тем выше затраты на производство, но есть необходимость
снижения цен), и запасы.
Для российского рынка
нефтепродуктов категория запасов топлива никогда не была, да и в ближайшее
время не будет, значимым фактором. Это происходит по ряду причин.
Данные о запасах топлива в России
являются секретной информацией, не подлежащей публикации в открытых источниках.
Равно, как и закрытое предоставление по подписке от специализированных агентств
на сегодня ограничено (либо вообще прекращено). Соответственно, меньше знаешь —
крепче спишь. Или по-научному — отсутствие информации не влияет на принятие
решения.
Однако и до закрытия данные о
запасах для участников рынка не влияли на процесс принятия решений.
Что такое запасы
Официальные данные о запасах
нефтепродуктов в России касались только бензина и дизельного топлива. О тех же
сжиженных углеводородных газах (СУГ) информации не было, хотя СУГ более
рыночный продукт, зависящий от мирового рынка, а не решений регуляторов. Те
данные, которые представлялись официальными органами, содержали информацию о
топливе, принадлежащем вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК).
По причине отсутствия документов,
обязывающих предоставлять информацию о запасах топлива, а самое главное —
отсутствию единой информационной системы ТЭК, в которой такие данные
автоматически генерировались бы с датчиков объема на всех АЗС и нефтебазах,
информацию предоставляли считанные единицы независимых игроков. Поэтому данные
о запасах равнялись данным о запасах ВИНК. И все.
Приоритет бензина
Посчитать объемы независимых
участников практически невозможно. Во-первых, из-за отсутствия норм права, а
во-вторых — из-за отсутствия инструментов подсчета. Теоретически можно
посчитать объемы поставок железнодорожным транспортом. В этом сегменте
существует четкое отслеживание и объемов, и сроков. Однако движение по воде,
автомобильным транспортом не поддается учету.
Собственно, отсутствие целостной,
достоверной и открытой информации о запасах, как и в целом по рынку, является
основным препятствием для полноценного запуска срочного рынка в России.
Мы точно не знаем количества
заправок, точного размера объемов хранения топлива на АЗС (многие заправки
имеют достаточно большие, до нескольких сотен тонн резервуары), точных объемов
реализации. А главное — отсутствует оперативная онлайн-информация об изменениях
данных параметров.
Что нужно?
Таким образом, ситуация с данными
о запасах в нашей стране достаточно противоречивая. С одной стороны, они
закрыты. Их нет. Наверное, тема для обсуждения и анализа закрыта. С другой
стороны — рано или поздно данные будут открыты. И к этому времени необходимо
подготовиться.
Во-первых, необходима единая государственная информационная система
ТЭК. Ведь получилось же с молочной продукцией, алкоголем? С нефтепродуктами все
гораздо проще — нет необходимости наносить коды на каждый литр бензина.
Установка датчиков контроля объема на все емкости и наливные устройства решает
вопрос за год или меньше. И у регуляторов — оперативные и достоверные данные о
рынке.
Во-вторых, независимые участники, раз государство пока не решило
данный вопрос, могут объединиться и начать рассчитывать собственные данные. Это
реальный инструмент влияния на рынок, значимый довод в разговорах с ФАС и
Минэнерго.
В-третьих, по косвенным показателям мы можем рассчитывать данные
запасов. Но неполнота информации также может приводить к неверным выводам и
решениям.
Без данных о запасах развитие
рынка невозможно. Как и принятие верных решений. Без целостных данных мы
получаем существующую картину — регуляторы рапортуют о запасах, но это не
оказывает влияния на рынок, так как субъекты экономической деятельности не
понимают значения этих данных. Да, все эксперты пользуются, но в условиях
отсутствия иных вариантов.
Самое главное. Есть запасы, нет
запасов — на стоимость бензина на АЗС это никак не влияет. Запасы топлива
играют значительную роль в ценообразовании в странах, которые импортируют
топливо. В России переработка нефти избыточна, и отсутствие запасов
компенсируется работой нефтеперерабатывающих заводов, которые производят каждый
день больше топлива, чем мы потребляем. Так что гражданину нашей страны можно
не беспокоиться, бензин будет. А вот участникам рынка и регуляторам
беспокоиться уже пора — в информационную эру принимать решения без достаточного
информационного обеспечения управления уже не плохо, а преступно.