За девять месяцев 2024 года РФ и Саудовская Аравия отгрузили в
азиатские страны, соответственно, 3,2 млн баррелей нефти в сутки (б/с) и 4,9
млн б/c, что на 5% и 7% меньше, чем годом ранее. Общий импорт стран Азии
сократился на 1,8%, до 22,98 млн б/с, чему способствовало снижение потребления
нефти в Китае на фоне кризиса в строительной отрасли этой страны и ее усилия по
переходу на альтернативные виды топлива.
РФ и Саудовская Аравия сократили
морские поставки нефти в Азию по итогам девяти месяцев 2024 года на 5% и 7% год
к году, до 3,24 млн б/с и 4,93 млн б/с. Это следует из данных Vortexa, которые
приводит Argus (обзор есть у “Ъ”). Доля этих стран в суммарных поставках
сократилась до 14,1% (с 14,6%) и до 21,4% (с 22,7%). РФ и Саудовская Аравия
сотрудничают в рамках сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти. Недостаточное
предложение саудовской нефти и довольно высокая стоимость такого сырья
относительно конкурентных сортов привели к снижению объемов импорта, заключают
в Argus. В целом импорт стран Азии за девять месяцев по морю сократился на
1,8%, до 22,98 млн б/с. Другие крупнейшие поставщики нефти в Азию — ОАЭ (доля —
13%), Ирак (10%) и США (7%) — суммарно увеличили поставки на 250 тыс. б/с.
Основное снижение поставок в Азию
пришлось на крупнейшего мирового импортера нефти Китай, сократившего закупки на
410 тыс. б/с, до 9,89 млн б/с.
Входящие в топ-3 основных
импортеров Индия и Южная Корея увеличили потребление нефти на 2,5% и 3%, до
4,59 млн б/с и 2,47 млн б/с. Спрос со стороны Японии сократился на 10,4%, до
2,06 млн б/с. С 2022 года Индия и Китай — крупнейшие импортеры морских партий
российской нефти — суммарно потребляют около 3 млн б/с. Прежде основными потребителями
были европейские страны.
Еще в начале года участники рынка
ожидали активного роста спроса на сырье в Китае, в том числе в связи с
планируемым запуском новых НПЗ, но кризис в строительном секторе страны
продолжается, что негативно сказывается на объемах потребления дизтоплива,
отмечает Argus. Кроме того, в Китае идет активное внедрение автомобилей на
новых видах энергии, что сдерживает темпы роста спроса на моторное топливо. По
мнению авторов обзора, основной фактор роста потребления сырья в Китае в
ближайшие годы — расширение нефтехимических производств, но загрузка заводов в
2024 году оказалась ниже прогнозов ввиду пониженной маржи.
Виктор Катона из Kpler говорит,
что китайские власти субсидируют переход крупнотоннажных грузовых автомобилей
на СПГ, подавляя очаги роста спроса на дизтопливо, а спрос на бензин не может
расти из-за субсидирования электрокаров.
По его мнению, промышленность
также не добавляет оптимизма китайскому нефтегазовому рынку, не говоря про
сегмент недвижимости, который продолжает падать. Китай, продолжает аналитик,
столкнулся с дилеммой падения спроса и сокращения маржи нефтепереработки, по
мере того как общемировая картина обеспечения нефтепродуктами нормализовалась.
Ни отголоски COVID-19, ни санкции в отношении России, ни удары хуситов по
Красному морю и Баб-эль-Мандебскому проливу не приводят к региональным
нехваткам и перебоям, отмечает он.
Дмитрий Козлов