Текст: Сергей Тихонов
Росстат зафиксировал за две недели сентября снижение цен на бензин в рознице в среднем на 20 копеек. Биржевые котировки также просели: на 1,5-2,5 тысячи рублей за тонну. В совокупности это немного успокоило страсти на рынке, но возобновившийся рост мировых цен на нефть может оказать давление на стоимость автотоплива в России.
Бензин на автозаправках с начала сентября подешевел в среднем на 20 копеек. Фото: Сергей МихеевБензин на автозаправках с начала сентября подешевел в среднем на 20 копеек. Фото: Сергей МихеевБензин на автозаправках с начала сентября подешевел в среднем на 20 копеек.
Уже с 14 сентября биржевые котировки бензина опять перешли к росту, за три дня отыграв половину своего падения в начале месяца. Они потянулись за экспортными ценами российского топлива, которые, в свою очередь, подорожали вслед за нефтепродуктами в Европе. Подчеркнем, что цены на российских АЗС пока никак на это не среагировали.
В минэнерго ожидают, что в дальнейшем розничные цены на автомобильное топливо продолжат меняться темпами, близкими к уровню инфляции. Топливный рынок продолжает оставаться сбалансированным, подчеркнули в пресс-службе ведомства, комментируя статистику Росстата.
Рост цен на нефтепродукты в Европе имеет отложенное влияние на наш рынок. Котировки барреля опустились ниже 70 долларов в середине августа, тогда же упали экспортные цены на наше топливо, но оптовые цены пошли вниз только в начале сентября. Сейчас же экспортные цены на российский бензин вернулись близко к максимумам этого года.
Если сохранятся текущие цены на европейском рынке, то оснований для заметного снижения цен на бензин нет, можно говорить только о долях процентов, считает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. По его мнению, оптовый и розничный сегмент рынка, а также производители топлива сейчас не имеют рентабельности по бензину, за счет уменьшения которой можно было бы снизить цены на АЗС.
С этим согласна руководитель проектов ИГ "Петромаркет" Анна Лишневецкая. Скорее всего, снижение розничных цен будет краткосрочным. Средний убыток от реализации Аи-92 на АЗС 15 сентября оценивается в 2,6 рубля с одного литра, а Аи-95 - в 1,2 рубля.
В России действует демпферный механизм, который компенсирует часть упущенной нефтяниками прибыли при поставках топлива на внутренний рынок при высоких экспортных ценах. Его параметры были скорректированы в мае этого года в сторону увеличения выплат производителям топлива, но с момента принятия решения об этом к сегодняшнему дню цены на нефть выросли почти на 25% (с 60 до 75 долларов за баррель), что увеличило размеры выпадающих доходов нефтяников. Демпфер компенсирует только 68% от роста экспортных цен на бензин, а оставшаяся часть не компенсируется. К тому же он не затрагивает экономику АЗС, из которых более половины не имеют отношения к отечественным нефтедобывающим и перерабатывающим компаниям.
Если цены на нефть продолжат расти, то увеличится разрыв между доходностью поставок на экспорт и на внутренний рынок, считает Ежов. Для сохранения статус-кво вслед за ними должны вырасти и оптовые цены, но это опять приведет к увеличению убыточности розничного бизнеса. Если же будут поддерживаться заниженные оптовые цены, то государству нужно будет прикладывать усилия по обеспечению поставок на внутренний рынок, уточняет эксперт.
Эти усилия принимаются. Дефицита топлива на внутреннем рынке нет. Его в достаточном количестве производят, отгружают и продают через биржу (рекомендованные отгрузки через биржу для нефтяных компаний - 12% по бензину и 8,5% по дизельному топливу). Но на экономику АЗС они почти не оказывают влияния.