Автомобильное топливо в России остается одним из самых дешевых в мире

Сергей Тихонов


Автомобильное топливо в России остается одним из самых дешевых в мире, хотя и уступает по этому показателю некоторым нефтедобывающим странам. В мире сейчас Россия занимает 25-26 место по дешевизне бензина, пропустив вперед по этому показателю в том числе Саудовскую Аравию, Казахстан, Ирак и Иран, то есть партнеров по сделке ОПЕК+.

Но не все измеряется только ценой топлива на заправке. Большее значение имеет, сколько литров бензина или дизеля человек может купить в среднем в месяц.

На днях агентство РИА Новости составило рейтинг стран Европы по доступности автомобильного топлива. В нем Россия заняла второе место по цене литра топлива на АЗС и 13-е место по количеству литров топлива, которые может приобрести житель нашей страны на официальную среднюю зарплату. Впрочем, сравнивать нас только с Европой не совсем корректно. Нефть в больших объемах там добывают только Норвегия, Нидерланды и Великобритания. Им ее все равно не хватает, и значительную часть своего потребления они, как и другие страны Европы, вынуждены удовлетворять за счет импорта.


В России с начала года цены на бензин и дизельное топливо остались на одном уровне, а в Европе выросли в среднем на 30 процентов


С другой стороны, уровень жизни в Европе выше, чем в России, а значит и товары, в том числе топливо, дороже. К тому же сильно отличаются налоговые системы. В Европе цена бензина больше всего зависит от котировок нефти. В России стоимость нефти, конечно, влияет на ценники на АЗС, но рост цен ограничен уровнем инфляции. Также в России с 2019 года работает демпфирующий механизм, компенсирующий из бюджета нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) 68% по бензину и 65% по дизелю разницы внутренних индикативных цен (установленных государством) в опте и экспортной стоимости топлива в северо-западной Европе.

Механизм может действовать и в обратную сторону, когда цена автомобильного топлива за границей сильно падает. Тогда нефтяники начинают платить в бюджет. Так было, например, в 2020 году, когда котировки барреля рухнули до 25 долларов. Именно из-за демпфера вслед за ними не последовали цены на отечественных АЗС. У нас в приоритете стабильность. Благодаря этому нам удалось избежать резкого роста стоимости бензина и дизеля в 2021-2022 годах.

В среднем розничные цены в Европе на бензин АИ-95 выросли с начала года на 30%, с июля прошлого года - на 40%. В России ничего подобного даже близко не было. С начала 2022 года цены не изменились, а весь рост с июля прошлого года составил 4%.

Поэтому "Российская газета" решила сравнить цены не только с западными соседями по континенту, но и с азиатскими, ближневосточными странами, а также с США и Канадой (см. инфографику). И если в Северной Америке ценообразование близко к Европе, то, например, в Саудовской Аравии и Китае стоимость топлива находится под контролем государства. Хотя и там оно больше зависит от нефтяных котировок, нежели от налоговой системы.

За основу взяты розничные цены на АЗС в середине июля в разных странах, а они несколько снизились в последние недели во всем мире. Данные по средней зарплате взяты за 2022 год от национальных статистических служб. По России это официальные данные Росстата, которые публикуются по итогам прошедшего квартала. То есть последняя информация опубликована в апреле за первый квартал 2022 года - 62269 рублей.

Комментарии