В России разработана технология для производства биоэтанола из зерновых
отходов. На его основе можно производить экологичные присадки к моторному
топливу, которые позволяют снизить вред от автомобильных выхлопов. В
перспективе возможно начало производства в России экобензинов с присадками с
включением биоэтанола — сейчас их в стране не выпускают.
Нефтехимическая отрасль — это
искусство высоких переделов: здесь постоянно появляются новые продукты на
основе уже существующего сырья, а кроме того, создаются новые виды самого
сырья. Нефтехимический передел хорош тем, что в основе его лежат побочные
продукты производства нефти. Это избыточное сырье, переработка которого —
полезный для экологии процесс. Ведь альтернатива переработке — сжигание с
неизбежными вредными выбросами в атмосферу.
То же касается и бензинов,
сегодня в России самая эффективная высокооктановая добавка к бензину —
метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Она имеет равную с бензином топливную
характеристику. При ее использовании сокращается расход нефти на производство
заданного количества товарного бензина, наличие в нем кислорода существенно
улучшает процесс сгорания топлива в цилиндрах, повышается экономичность
двигателя и снижается содержание в выхлопе продуктов неполного сгорания.
Но возрастающие требования к
экологии и запрет импорта ряда высокотехнологичной продукции диктует условия
для создания новых отечественных технологий, например, производства
этилтретбутилового эфира из биоэтанола. Пока в России нет масштабных
производств биоэтанола, несмотря на предпосылки в виде огромных сельхозугодий и
развитой аграрной отрасли, однако эта ситуация может измениться. Так, ГК
«Титан» разработала технологии для получения ЭТБЭ (этилтретбутилового эфира) из
биоэтанола, а также производство самого биоэтанола. По расчетам компании для
производства 400 тонн конечного продукта — ЭТБЭ — требуется около 180 тыс. тонн
этанола. В свою очередь, чтобы получить такое количество этанола, нужно
переработать примерно 700 тыс. тонн пшеницы. Зерновые таким образом
превращаются в сырье для продукции, которая используется в производстве, в том
числе топлива, ведь ЭТБЭ — это высокооктановый компонент моторных топлив. Он
может заменять основные присадки для повышения октанового числа в бензине,
которые используются в России сегодня (это прежде всего метилтретбутиловый
эфир). Кроме того, расход бензина с ЭТБЭ будет меньше, так как температура
кипения ЭТБЭ выше, чем у МТБЭ.
Особенно актуально это в моменты,
когда на рынке наступает дефицит высокооктановых добавок с последующим
повышением цен. Дефицит, в свою очередь, бывает связан с нехваткой нефти, когда
нефтяные компании направляют все ресурсы на выпуск основного продукта в ущерб
ароматическим фракциям (компонентам бензина).
Для сельского хозяйства выпуск
биоэтанола, как и некоторых других видов биотоплива,— возможность с пользой
применять излишки урожая и низкосортное зерно. Химия и сельское хозяйство в
этой точке пересекаются и образуют точку роста для аграрной, нефтехимической и
топливной отраслей. Для заводов по глубокой переработке зерна биоэтанол —
логичный выбор в качестве базового продукта, подтверждает председатель совета
директоров ГК «Титан» Михаил Сутягинский. Биоэтанол можно производить из
низкосортного зерна, а остальное можно направлять на выработку пищевого
крахмала, глютена, высокопротеиновых кормовых добавок и другой продукции.
Как рассказал Михаил Сутягинский,
мощности выпуска этанола в базовом проекте «Титана» могут обеспечить
возможность производить 8–13 млн тонн «экобензина». Это, по его оценкам,
позволит экономить до 500 млн кубометров природного газа и 1,5 млн тонн нефти в
год.
Экономия нефти будет происходить
в том числе за счет замещения метанола — одного из компонентов бензина и
моторных топлив — на биоэтанол растительного происхождения. Метанол добавляется
в бензины для повышения октанового числа. По сравнению с метанолом биоэтанол —
более экологически чистая присадка. Биоэтанольное топливо за счет сниженного
содержания ароматических углеводородов оставляет меньший углеродный след. И оно
полностью совместимо с современными автомобилями.
Биотопливо в мире
В мире этанольное топливо уже
активно используется. Так, компании Scania и Akzo Nobel разработали топливо для
дизельных двигателей ED95, которое на 95% состоит из обводненного этанола и
пакета присадок для улучшения воспламенения топлива, а также смазывающих и
антикоррозионных свойств. Среди уже доказанных преимуществ топлива ED95 —
радикальное снижение выбросов оксидов азота (NOx) и твердых частиц (PM2.5).
Благодаря этому достигается существенная экономия на системе нейтрализации
отработавших газов дизельной техники.
В целом биотопливо становится все
более востребованным. Мировой рынок биотоплива в 2023 году составлял $123,9
млрд — это на 7,02% больше, чем годом ранее. По прогнозу аналитиков, к 2033
году он достигнет $243,37 млрд. США, Бразилия и Индонезия в этом году входят в
тройку стран — лидеров в производстве биотоплива. При этом среди разных видов
биотоплива на первом месте по объемам выпуска — этанол.
С учетом роста спроса на
биотопливо произведенный в России бензин с биоэтанольными присадками может быть
востребованным на экспортных рынках (при этом он будет соответствовать
экологическим требованиям в рамках стандарта «Евро-6»). Это позволит российским
нефтяным компаниям быть конкурентоспособными.
Внутри страны распространение
бензина с биоэтанолом будет снижать вредные выбросы в атмосферу в виде
выхлопных газов. В перспективе сокращение выбросов может достичь 40–60%,
полагает Михаил Сутягинский.
Кроме того, одним из важных
«побочных эффектов» производства биоэтанола является образование в процессе его
выпуска высокочистого био-СО2 в объеме 180 тыс. тонн в год. Этот газ можно
закачивать в нефтяные пласты для повышения нефтеотдачи.
Проект по выпуску биоэтанола —
редкость для российского рынка, так как сам рынок биотоплива в нашей стране
пока не сформирован, отмечают в «Титане». Чтобы в России появились крупные
производства биотоплива, в том числе этанола, необходимы государственная
политика по стимулированию его использования и ряд регулирующих мер. Среди них,
как считают в группе компаний,— доработка нормативно-регуляторных документов.
Яна Юрова