В России постепенно получают распространение автоматические АЗС. О том, каковы их преимущества, как повысить прибыльность этого бизнеса, почему во многих регионах он не получает развитие и о боязни «диких варваров» размышляют в статье специально для «ОМТ-Консалт» коммерческий директор этой компании Радик Саитов и глава группы предприятий СКОН Артем Скворцов.
Первые автоматические АЗС в России появились в Санкт-Петербурге в 2001 году под брендом финской компании NESTE. Сейчас их число значительно увеличилось, появились новые компании, развивающие это направление.
Таким образом, в России постепенно происходит наступление «роботов» на АЗС.
По данным консалтинговой компании «ОМТ-Консалт», на начало 2018 года в России функционировало 396 автоматических АЗС. Доля рынка ВИНК составляет 70%, а лидирует по числу ААЗС «Газпром нефть» - 84 единицы (21% от рынка ААЗС). На втором и третьем местах - Газпром и Лукойл (58 и 57 ед. соответственно). Доля рынка независимых участников составляет 30%, или 121 ААЗС.
География распространения ААЗС в России носит неравномерный характер, основная их часть сосредоточена в Московском регионе - 58 ед., Санкт-Петербурге и области - 42 ед., Свердловской области - 41 ед., Ростовской - 30 ед., Челябинской - 22 ед., в Якутии - 17 ед. Еще 13 таких станций разбросаны по другим субъектам РФ. При этом в 33 регионах ААЗС полностью отсутствуют. Преимущественно, это регионы Северного Кавказа, Сибирского и Дальневосточного ФО.
Возникает вопрос: как же так, почему география расположения так сильно отличается? Если про две столицы все очевидно (25% рынка ААЗС), то почему в других регионах, включающих в свой состав города-миллионники, ААЗС либо ничтожно мало, либо они вовсе отсутствуют?
Регионы |
Кол-во ААЗС |
Новосибирская область |
9 |
Нижегородская область |
9 |
Республика Татарстан |
6 |
Омская область |
3 |
Самарская область |
0 |
Республика Башкортостан |
3 |
Красноярский край |
0 |
Пермская область |
7 |
Воронежская область |
0 |
Преимущества автоматизированной АЗС
1. На ААЗС отсутствуют очереди.
2. Максимальная скорость заправки.
3. Простота применения.
4. Работа 24/7
5. Возможность использовать как наличные, так и безналичные расчеты, а также топливные карты.
6. Безопасность за счет видеонаблюдения и иных мер.
7. Требуется меньше пространства и отсутствие операторов/заправщиков, что снижает операционные затраты.
8. Меньше земельный налог - доступнее тарифы.
9. Высокая скорость строительства, что позволяет быстро вводить в эксплуатацию и активно расширяться.
В реалиях сегодняшнего дня, когда маржинальность в топливной рознице минимальна, а порой и отрицательная, встает резонный вопрос: на чем зарабатывать?
1. Развитие сопутствующего сервиса - кафе/магазин. Именно здесь на многие годы и будет концентрироваться весь заработок топливных операторов, что потребует от них дополнительных вложений и усилий. Топливный бизнес в лучшем случае будет приносить рентабельность в 1-2%.
2. Развитие ААЗС. Автоматизация позволит снизить операционные расходы, и в случае достаточной маржи можно с помощью дисконта привлечь новых клиентов. А технологии брендирования топлива позволят привлекать клиентов по формуле «брендовое топливо - по цене обычного топлива у конкурента».
Безусловно, каждая АЗС требует индивидуальной «настройки» и выбора формата согласно ее локации.
Если автоматизация АЗС становится одним из решений пути развития автозаправок, то почему во многих регионах России не обращаются к практике применения ААЗС?
Концентрация ААЗС в упомянутых выше регионах свидетельствует о высокой конкурентной среде на топливном рынке этих регионов. Технологичные прорывные решения появляются там, где идет борьба за рынок. Якутия - исключение, обусловленное суровостью климата, которое побуждает заменять человека-кассира на робота. Отсутствие ААЗС в том числе и в городах-миллионниках зависит и от рыночной ситуации, и от участников рынка. Например, многие просто боятся внедрять формат ААЗС. Страхи связаны с мыслями о «диких варварах», разносящих ломами терминалы самообслуживания для «изъятия» наличности и т.п. Действительно, риски вандализма и воровства есть, но для их полного исключения достаточно выполнять несколько простых правил эксплуатации ААЗС
1. Инкассирует АЗС только банк. Около восьми лет назад банки активно начали принимать участие в инкассации на нестандартных носителях, в том числе инкассировать стэкеры купюроприемников, внося серьезные доработки в регламенты по инкассации. До 2012 года владельцам ААЗС зачастую приходилось организовывать выемку денег из терминалов собственными силами или силами ЧОПов.
2. Инкассация должна быть проведена в период с 22:00 до полуночи - терминал самообслуживания должен оставаться пустым на ночь, дабы не привлекать "варваров".
3. Использовать оборудование с сейфовой защитой купюроприемников (СКОН, например, производит терминалы самообслуживания с сейфами 1-го класса устойчивости к взлому) .
Таким образом, три простых правила снимают практически на 100% риск взлома ААЗС.
В конечном итоге, можно прогнозировать полный переход на безналичные расчеты на АЗС и ААЗС. Это перспектива буквально 5-8 лет.
а) Государство заинтересовано в уменьшении хождения наличных денег;
б) Сети АЗС и ААЗС будут сами стимулировать безналичные платежи для снижения издержек по работе с наличными. Инкассация сегодня дорого обходится, от 1000 рублей за один заезд без учета комиссии.