Автоматизации АЗС в России мешает боязнь "диких варваров"

В России постепенно получают распространение автоматические АЗС. О том, каковы их преимущества, как повысить прибыльность этого бизнеса, почему во многих регионах он не получает развитие и о боязни «диких варваров» размышляют в статье специально для «ОМТ-Консалт» коммерческий директор этой компании Радик Саитов и глава группы предприятий СКОН Артем Скворцов.


Первые автоматические АЗС в России появились в Санкт-Петербурге в 2001 году под брендом финской компании NESTE. Сейчас их число значительно увеличилось, появились новые компании, развивающие это направление. 

Таким образом, в России постепенно происходит наступление «роботов» на АЗС. 

По данным консалтинговой компании «ОМТ-Консалт», на начало 2018 года в России функционировало 396 автоматических АЗС. Доля рынка ВИНК составляет 70%, а лидирует по числу ААЗС «Газпром нефть» - 84 единицы (21% от рынка ААЗС). На втором и третьем местах - Газпром и Лукойл (58 и 57 ед. соответственно). Доля рынка независимых участников составляет 30%, или 121 ААЗС. 

География распространения ААЗС в России носит неравномерный характер, основная их часть сосредоточена в Московском регионе - 58 ед., Санкт-Петербурге и области - 42 ед., Свердловской области - 41 ед., Ростовской - 30 ед., Челябинской - 22 ед., в Якутии - 17 ед. Еще 13 таких станций разбросаны по другим субъектам РФ. При этом в 33 регионах ААЗС полностью отсутствуют. Преимущественно, это регионы Северного Кавказа, Сибирского и Дальневосточного ФО.

Возникает вопрос: как же так, почему география расположения так сильно отличается? Если про две столицы все очевидно (25% рынка ААЗС), то почему в других регионах, включающих в свой состав города-миллионники, ААЗС либо ничтожно мало, либо они вовсе отсутствуют?

Регионы

Кол-во ААЗС

Новосибирская область

9

Нижегородская область

9

Республика Татарстан

6

Омская область

3

Самарская область

0

Республика Башкортостан

3

Красноярский край

0

Пермская область

7

Воронежская область

0

 

Преимущества автоматизированной АЗС
1.    На ААЗС отсутствуют очереди.
2.    Максимальная скорость заправки.
3.    Простота применения.
4.    Работа 24/7 
5.    Возможность использовать как наличные, так и безналичные расчеты, а также топливные карты.
6.    Безопасность за счет видеонаблюдения и иных мер.
7.   Требуется меньше пространства и отсутствие операторов/заправщиков, что снижает операционные затраты.
8.    Меньше земельный налог - доступнее тарифы.
9.   Высокая скорость строительства, что позволяет быстро вводить в эксплуатацию и активно расширяться.
В реалиях сегодняшнего дня, когда маржинальность в топливной рознице минимальна, а порой и отрицательная, встает резонный вопрос: на чем зарабатывать?   
1.  Развитие сопутствующего сервиса - кафе/магазин. Именно здесь на многие годы и будет концентрироваться весь заработок топливных операторов, что потребует от них дополнительных вложений и усилий. Топливный бизнес в лучшем случае будет приносить рентабельность в 1-2%.
2.   Развитие ААЗС. Автоматизация позволит снизить операционные расходы, и в случае достаточной маржи можно с помощью дисконта привлечь новых клиентов. А технологии брендирования топлива позволят привлекать клиентов по формуле «брендовое топливо - по цене обычного топлива у конкурента».
Безусловно, каждая АЗС требует индивидуальной «настройки» и выбора формата согласно ее локации.
Если автоматизация АЗС становится одним из решений пути развития автозаправок, то почему во многих регионах России не обращаются к практике применения ААЗС? 
Концентрация ААЗС в упомянутых выше регионах свидетельствует о высокой конкурентной среде на топливном рынке  этих регионов.  Технологичные прорывные решения появляются там, где идет борьба за рынок.  Якутия - исключение, обусловленное суровостью климата, которое побуждает заменять человека-кассира  на робота.  Отсутствие ААЗС  в том числе и в городах-миллионниках зависит и от рыночной ситуации, и от участников рынка. Например, многие просто боятся внедрять формат ААЗС. Страхи связаны с мыслями о «диких варварах», разносящих ломами терминалы самообслуживания для «изъятия» наличности и т.п. Действительно, риски вандализма и воровства есть, но для их полного исключения  достаточно выполнять несколько простых правил эксплуатации ААЗС

1. Инкассирует АЗС только банк.  Около восьми лет назад банки активно начали принимать участие в инкассации на нестандартных носителях,  в том числе инкассировать стэкеры купюроприемников,  внося серьезные доработки в регламенты по инкассации.  До 2012 года  владельцам ААЗС зачастую приходилось организовывать выемку денег из терминалов собственными силами или силами ЧОПов. 

2.  Инкассация должна быть проведена в период с 22:00 до полуночи -  терминал самообслуживания должен оставаться пустым  на ночь,  дабы не привлекать "варваров".
 
3. Использовать оборудование с сейфовой защитой купюроприемников  (СКОН, например, производит терминалы самообслуживания с сейфами 1-го класса устойчивости к взлому) .

Таким образом, три простых правила снимают практически на 100% риск взлома ААЗС. 


В конечном итоге, можно прогнозировать полный переход на безналичные расчеты на АЗС и ААЗС.  Это перспектива буквально 5-8 лет.
а) Государство заинтересовано в уменьшении хождения наличных денег;
б) Сети АЗС и ААЗС будут сами стимулировать безналичные платежи для снижения издержек по работе с наличными.  Инкассация сегодня дорого обходится,  от 1000 рублей  за один заезд  без учета комиссии. 

Комментарии
Конфереция