Уральцы первыми увидели опытный образец российского водородного автомобиля. Отечественный бренд Aurus презентовал такую машину в Екатеринбурге на выставке «Иннопром». Представительский седан внешне не отличается от бензиновой версии, но под капотом у него комбинированная электроустановка, способная потреблять электроэнергию и водород. Что известно о новинке? И как быстро машины на такой тяге могут появиться на российских дорогах. Об этом — Владимир Расулов.
Aurus на водороде внешне практически не отличается от своего собрата с двигателем внутреннего сгорания. Это тот же четырехдверный седан представительского класса длиной более 5,5 м. Правда, более резвый. Машина способна разогнаться до 100 км/ч за четыре секунды. Классической версии для этого нужно шесть. А запас хода у новинки 600 км. При этом пока производятся только демонстрационные и испытательные образцы.
За границей тем временем давно продаются серийные машины на водороде. Первенцем стала модель Toyota Mirai, которая в конце 2014-го вышла на рынок в Японии, а в 2015-м — в США и Европе. С тех пор свои водородные автомобили выпустили почти все крупные компании: Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford, Nissan и Daimler.
Правда, по подсчетам Национального рейтингового агентства, к осени 2021 года было продано чуть больше 11тыс. таких машин. Притом что рынок одних только электромобилей в первом полугодии 2021 года превысил 2,5 млн. На этом фоне перспективы в России есть только у коммерческого транспорта на водороде, считает главный редактор журнала «Авторевю» Леонид Голованов: «Водород как хранитель энергии очень дорог, сложен в использовании и транспортировке. Единственная возможная ниша — грузовики, автобусы.
При условии очень жестких экологических рамок и необходимости длинных пробегов, которые не в состоянии обеспечивать батареи, это возможно. Но для легкового транспорта я возможностей не вижу никаких».
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров осенью 2021-го заявил, что наличие инфраструктуры будет мотивировать потребителей приобретать технику на водороде. А для этого, по его словам, в России до 2030 года должно появиться более 1 тыс. водородных заправок.
Впрочем, пока проекты таких станций находятся только на стадии разработки, поэтому и сроки их реализации, скорее всего, сдвинутся, считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин: «Как должны выглядеть заправочные станции для таких авто? На каком расстоянии друг от друга они должны находиться? Как топливо будет доставляться на АЗС? Все эти моменты сейчас находятся на уровне проработки. В лучшем случае мы получим готовое решение на горизонте 2023-2024 года, то есть к 2030 году мы можем увидеть какие-то пилотные направления, но не массовую эксплуатацию».
Российские власти тем временем собираются активно заняться производством водорода в стране. На Сахалине для этого появится отдельный кластер. Предполагается, что он позволит ежегодно поставлять примерно 100 тыс. т такого топлива. А до 2030 года там планируется построить три завода.
И если в перспективе удастся наладить производство водорода и построить соответствующие заправки, то такие машины на рынке смогут конкурировать с электромобилями, особенно для длительных путешествий.
Так считает заместитель главного редактора портала Autonews.ru Денис Смольянов: «Водород можно перевозить и долго хранить в бочках, как бензин. Электричество плохо хранится и перевозится, что называется, в багажнике. Это создает большие проблемы для транспорта на альтернативном виде топлива, если такое авто "живет" вне развитого мегаполиса.
"В пустыне на электрокаре не покатаешься, а у водородного автомобиля в данном случае больше возможностей".
Тем временем общественный водородный транспорт может появиться в России раньше, чем личный. Президент РФ Владимир Путин пару лет назад заявил, что к 2023 году в городах должны курсировать автобусы на таком топливе. Осенью 2021-го успели появиться и первые прототипы от «КамАЗа» и группы «ГАЗ». Новинку так и назвали — водоробус.