«Атом» на низком старте. Чего нам ждать от российского электромобиля

Глава Минпромторга России Антон Алиханов в кулуарах международной промышленной выставки «Иннопром. Беларусь» сообщил, что в 2026 году планируется выпустить около 5–6 тысяч электромобилей «Атом». По словам министра, в первый год производства машина вряд ли станет экспортным продуктом.




Это скромные цифры на фоне ажиотажного спроса: количество предзаказов на электрокар, по последним данным, уже превысило 105 тысяч. Разбираемся, что же это за автомобиль, который все ждут, но пока в очень ограниченных количествах.

Кто и как делает «Атом»

Разработкой первого российского электромобиля с высокой степенью локализации занимается АО «Кама», основанное главой КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном. Штаб-квартира находится в Набережных Челнах, центр компетенций и производственная площадка — в Москве. В Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Тольятти, в Нанкине и Шанхае (Китай) расположены подразделения.

Как уверяют в компании, «Атом» — это не переделанная платформа бензиновой машины, а архитектура для электрокаров, разработанная с нуля российскими инженерами.

О запуске серийного производства во второй половине 2025 года Алиханов заявил в начале июля во время визита на «Каму».

— Мы поддержали проект в рамках программы ФРП, общий объем льготного финансирования по двум займам составил порядка 10 миллиардов рублей. Это сыграло свою роль в оптимизации процессов на индустриальной стадии. За два года команда проекта уже представила отечественную платформу для электромобилей, проводит тестирование и калибровку систем на предсерийных прототипах, — сказал тогда Антон Алиханов.

Уровень локализации на старте должен составить от 60 до 70%. На «Каме» заявляли, что все кузовные, стеклянные и пластиковые элементы будут российскими и «обойдутся дешевле, чем запчасти для китайских машин».

Разрабатывают «Атом» с 2021 года, а уже в мае 2023 года прототип показали главе Минпромторга Татарстана Олегу Коробченко. Тогда же он рассказал, что производство литийионных батарей для машины в Татарстане отрабатывают совместно с «Росатомом», этим же вопросом заняты а Академии наук РТ, а задачу по добыче лития поставила перед собой «Татнефть».

Уже в сентябре того же года определились, что сборкой модели займется завод «Москвич» в Москве, еще одну сборочную площадку «Кама» замышляла в Набережных Челнах.

Разгон за 8 секунд и свой ИИ

Заявленные характеристики «Атома» выглядят конкурентно. У хетчбэка B-класса с двигателем мощностью 150 кВтч (204 л. с.) разгон до сотни обещают менее чем за 8 секунд, батарея емкостью 77 кВтч обеспечит запас хода до 500 км, а быстрая зарядка на 120 кВт обещает восполнить заряд с 20 до 80% за 30 минут.

Особый упор разработчики делают на умные системы. Автомобиль оснащен собственной ОС с поддержкой обновлений и магазином приложений, а также системой помощи водителю уровня 2.0+, которую разрабатывает внутренняя команда «Атома». Заявлено, что искусственный интеллект помогает распознавать объекты и предсказывать опасные ситуации, а голосовой помощник «понимает естественную речь».

Горизонты — до Китая

Несмотря на скромные планы на первый год, в «Каме» смотрят далеко вперед и рассматривают экспорт. В компании подтвердили, что обсуждался вопрос производства «Атома» в Узбекистане, а также не исключают выхода на китайский рынок.

Ожидается, что стоимость «Атома» для конечного потребителя составит 3–4 миллиона рублей без учета государственных субсидий.

Чем он лучше «Москвича»?

Цены на ближайшего конкурента «Атома», электромобиль «Москвич», стартуют от 3 миллионов рублей. Возможно, поэтому российскую электричку не сказать чтобы разбирают отрывая с руками: за 8 месяцев этого года обладателями «Москвича» стали всего 9,9 тысячи человек.

Но у «Атома» в рукаве есть козырь: с учетом господдержки конечная стоимость может снизиться на 925 тысяч рублей, что может сделать машину в глазах приверженцев «зеленого транспорта» более привлекательной. Однако оценить реальные преимущества «Атома» можно будет лишь после старта продаж и появления независимых обзоров и отзывов.

Вязовкина Наталья

Комментарии