Антимонопольная служба пытается не допустить роста цен на бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) публично озвучила свое беспокойство в связи с необоснованным, по мнению ведомства, ростом цен на бензин. В конце минувшей недели глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что возглавляемая им служба будет для начала выносить предупреждения тем нефтекомпаниям, которые без должных на то оснований завышают цены на автомобильное топливо. А дальше дело дойдет и до штрафов. Озабоченность главы антимонопольного ведомства вызвана тем, что 29 февраля сего года был подписан закон о повышении с 1 апреля налоговых ставок акцизов на бензин и дизельное топливо. Теперь, когда до указанной даты осталось менее двух недель, цены на АЗС по стране стали потихоньку расти. Между тем ФАС считает, что розничные цены на бензин после увеличения акциза должны подняться не более чем на 2–3%. А в случае превышения этих цифр – грозит антимонопольным расследованием и штрафами. Сейчас г-н Артемьев конкретизировал позицию своего ведомства: «Мы сейчас обсуждаем вопрос о том, что можем вынести… может быть, мы это и не сделаем, – но при условии, если компании самостоятельно сделают выводы. То есть, как в футболе: покажем желтую карточку». А переходя с образного языка на бюрократический, глава ФАС уточнил, что если предупреждения антимонопольщиков окажутся проигнорированными, то нефтяным компаниям будут грозить большие штрафы. При этом ФАС свои меры распространяет на цены не только бензина, но и других нефтепродуктов – в частности на дизельное топливо. Задача обеспечения относительной стабильности цен на топливо важна еще и в плане продовольственной безопасности. Глава ФАС полагает, что, если Россия намерена в 2016 году получить хороший урожай, нужно, чтобы селяне имели, по возможности, дешевое дизельное топливо и бензин. В справочном материале ФАС подчеркивается, что в РФ на данный момент действует вполне надежная система индикаторов: есть биржевые цены, регистрация, с одной стороны, внебиржевых цен, а с другой – так называемых «нетбэков» из мировых центров. Данные ценовые значения являются естественными рыночными показателями, которые отечественные компании не должны превышать на внутреннем российском рынке. Поводы для волнения у антимонопольного ведомства имеются: увеличение биржевых оптовых цен на бензин с декабря 2015 года составило 20% и более. Сам этот факт дает повод для серьезных разбирательств: то ли это манипуляция, то ли естественное отражение рыночной ситуации. При этом ФАС заверяет, что ведомство осуществляет мониторинг, строго следя за соответствием цен как на бензоколонках, так и в оптовом звене. Рыночные универсальные индукторы дает Санкт-Петербургская биржа, а также собственные расчеты ведомства. Росстат, в свою очередь, констатирует: с начала марта розничные цены на бензин уже увеличились в среднем по стране на 0,4%, хотя в течение первых 2 месяцев топливо даже незначительно дешевело – в среднем на 0,1%. Рост цен на бензин на прошлой неделе фиксировался в 32 регионах. Более всего топливо дорожало в Анадыре (Чукотка) – на 3,3%, Кызыле (Тува) и Абакане (Хакасия) – на 2,7 и 0,8% соответственно. В столице за тот же период цены подросли на 0,2%. Председатель Всероссийского общественного движения автомобилистов России, экс-депутат Государственной думы РФ Виктор Похмелкин высказал «НИ» мнение, что винить в начавшемся росте цен на бензин надо не только нефтяников, но и власти, которые ввели повышенный акциз. «Налицо непродуманная стратегия: вместо того чтобы сегодня давать бизнесу свободу для развития, его просто душат, обкладывая в условиях кризиса новыми налогами», – отметил собеседник «НИ». Эксперт считает, что если антимонопольщики сейчас не предпримут оперативных мер, то с учетом первоапрельского повышения акцизов пострадает все российское население, вне зависимости от наличия у него автотранспорта: «взвинченная цена перевозок неизбежно отразится на ценниках практически любой продукции в розничной сети».
Комментарии
Конфереция