Аналитики: увеличение акцизов не ведет к росту розничных цен на бензин


При низких ценах на нефть снижение стоимости бензина в РФ не происходит, поскольку этому мешают законы рынка – цена на нефть на международном рынке устанавливается в долларах, а на внутреннем рынке нефть продается за рубли, говорят опрошенные РИА Новости аналитики.

Кроме того, росту цен на автомобильное топливо не способствует налоговая политика государства, в частности повышение акцизов, которое в 2016 году было проведено два раза, отмечают эксперты. Один раз с января, как планировалось ранее, а второй раз внеочередное повышение – с 1 апреля.

Однако аналитики считают, что повышение акцизов не приведет к быстрому росту цен на бензин в рознице, но при этом может отразиться в первую очередь на оптовых ценах.

Ставка акциза на автомобильный бензин в РФ с 1 апреля выросла на 2 рубля за литр, на дизельное топливо — на 1 рубль за литр. Соответствующий закон ранее подписал президент РФ Владимир Путин. Согласно документу, в целях предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве автобензина повышаются ставки акцизов и на прямогонный бензин. Чтобы пресечь создание схем по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизтоплива под видом средних дистиллятов, ставки акцизов на средние дистилляты и дизтопливо устанавливаются в одинаковом размере.

Оптовые цены на бензин в России по итогам недели с 4 по 8 апреля в основном выросли по сравнению с предыдущей неделей; наиболее значительно подорожал бензин "Нормаль-80" — на 515 рублей, до 35,855 тысячи рублей за тонну. При этом в рознице стоимость бензина "Нормаль-80" выросла на 5 копеек, до 32,4 рубля за литр, "Регуляр-92" — до 34,45 рубля (рост на 6 копеек), "Премиум-95" — 37,25 рубля (рост на 6 копеек), свидетельствуют данные информационно-аналитического центра "Кортес".

Влияние цен на нефть и акцизов

"Снижение мировой цены на нефть не способствует снижению цены на бензин на внутреннем рынке в силу законов рынка, а также государственной фискальной политики. Акцизы приводят к повышению цен на бензин, спрос падает, нефтяники переориентируются на внешний рынок, возникает дефицит бензина и это дополнительно приводит к повышению цены на него", — полагает глава практики налогового и юридического консультирования нефтегазового сектора, КПМГ в России и СНГ Сергей Щелкалин.

При снижении мировой цены на нефть снижается экспортная пошлина и, соответственно, бюджетные доходы от экспортной пошлины. Так, с середины прошлого года величина пошлины на нефть была снижена почти на 5 тысяч рублей за одну тонну (с учетом снижения курса рубля), снижение составило примерно 38%, отмечает Щелкалин.

По мнению главного редактора новостей товарных рынков Thomson Reuters Александра Ершова, вопрос любого фискального ужесточения со стороны государства — вопрос пополнения бюджета, как и в случае с акцизами. Однако влияние роста акцизов различно для разных сегментов рынка.

"Рост акцизов отразится в первую очередь на стоимости бензина в оптовом звене торговли. Формирование цен АЗС, хоть и не регулируется государством, но за розничным рынком, в отличие от оптового, пристально следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). И хотя при текущих оптовых ценах маржа АЗС резко падает, опрос участников розничного рынка показал, что повышение акцизов вряд ли приведёт к быстрому повышению розничной стоимости бензина", — полагает Ершов.

При этом Ершов отмечает, что с дизтопливом ситуация иная. Дизтопливо как один из основных экспортных продуктов сильнее, чем бензин, коррелирует с netback, и оптовые цены на рынке РФ сохраняют премию к экспортной альтернативе, не обещая заметного роста цен. В рознице премия сбытовых сетей также остаётся хорошей, позволяя относительно спокойно пережить повышение акциза.

Само по себе повышение акциза с 1 апреля 2016 года должно привести к повышению стоимости бензина в среднем (в зависимости от класса) на 2 рубля за литр или на 5% от нынешней стоимости. Повышение выше этого значения может быть связано с премией внутреннего рынка, то есть крупные нефтяные компании (государственные) могут самостоятельно добавить премию к цене бензина с учетом монопольного положения на рынке и отсутствия законодательного регулирования цен на бензин на внутреннем рынке, полает Щелкалин.

"Это может спровоцировать снижение спроса на бензин на внутреннем рынке и нефтяникам выгоднее будет продавать его на экспорт, а это, в свою очередь приводит к дефициту бензина на внутреннем рынке и еще большему повышению цены на него", — считает Щелкалин.

С начала лета 2014 года к концу прошлого года цены на нефть обвалились более чем втрое — со 115 до 36 долларов за баррель марки Brent, а в 2016 году уже опускались ниже 30 долларов. Фундаментально спад объясняется высоким уровнем добычи в мире при замедлившемся спросе, в том числе из-за ситуации в Китае. Однако столь глубокое падение (ниже 40-50 долларов) эксперты все чаще стали увязывать с финансовыми факторами, включая укрепление доллара. В прогнозах же они в целом едины — низкие нефтяные цены надолго.


Комментарии
Конфереция