Маржа оптовой торговли бензином в России в третьем квартале достигнет
максимума за 2025 год при выплате нефтяным компаниям топливного демпфера за
сентябрь, следует из обзора аналитической компании "Эйлер" (есть в
распоряжении РИА Новости).
Президент России Владимир Путин
ввел мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу с октября 2025 по май
2026 года. Соответствующий указ отменяет одно из правил расчета субсидий, по
которому сейчас демпфер выплачивается только в случае, если среднемесячная цена
бензина Аи-92 и дизельного топлива на бирже не отклоняется от индикативной
более чем на 10% и 20% соответственно.
"При выплате демпфера за сентябрь маржа внутренних оптовых продаж
бензина достигнет максимума с начала года. EBITDA на тонну переработки в
третьем квартале 2025 года вырастет в квартальном сопоставлении почти в два
раза", - говорится в обзоре "Эйлера".
Так, согласно данным компании,
EBITDA на тонну нефтепереработки за третий квартал может достичь 22 000 рублей,
тогда как во втором квартале года этот показатель составлял 10 500 рублей. В
третьем квартале 2024 года EBITDA на тонну переработки была на уровне 22 300
рублей.
При этом рентабельность экспорта
в отчетном периоде осталась на уровне второго квартала (8200 рублей за тонну).
В июле экспортные цены на бензин изменились слабо, а с августа начал
действовать запрет на его экспорт, который теперь продлен до конца года,
отмечается в обзоре.
Маржа внутренних оптовых продаж
дизельного топлива выросла сильнее, чем маржа экспорта. Поддержку росту оказало
в том числе значительное увеличение оптовых цен на товар. По итогам третьего
квартала маржа реализации дизтоплива выросла на 16% в квартальном выражении -
до 16 400 рублей за тонну. Однако в годовом выражении показатель снизился на
3,7%.
В то же время условная маржа на
АЗС продолжает снижаться. В сентябре, в отличие от двух предыдущих месяцев,
основное давление на нее оказал рост оптовых цен на дизтопливо, а не на бензин.
При этом розничные цены на оба вида топлива почти не изменились, также отмечают
аналитики.
Демпфирующий механизм был создан
для сдерживания внутренних цен на топливо. Если экспортная цена бензина и
дизтоплива выше условной внутрироссийской (индикативной), то государство
компенсирует компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А
если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством
частью своей прибыли от внутренних продаж.
Демпфер платится в пользу
нефтяников, только если экспортная цена топлива выше внутрироссийской. При
этом, согласно действующему Налоговому кодексу, если в среднем за месяц
биржевая цена в РФ превысила отсечку на 10% на бензин и на 20% на дизтопливо,
то выплаты обнуляются.
Однако власти планируют повысить
порог возможного отклонения оптовых цен на топливо от индикативных на 10
процентных пунктов - до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива - с 1
сентября. По словам замглавы Минфина Алексея Сазанова, соответствующие поправки
в Налоговый кодекс уже внесены в Госдуму.