Аналитическая записка НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга»

О ситуации, складывающейся на рынках нефтегазовой отрасли Ленинградской области в сегментах производства, перевалки, хранения, мелкооптовой и розничной реализации автомобильных бензинов, дизельного топлива, пропан-бутановой газовой смеси и природного газа.


Президенту НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» поступил ряд запросов от органов власти и регуляторов с просьбой оказать содействие в получении информации о ситуации, складывающейся на рынках нефтегазовой отрасли Ленинградской области. В рамках Некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» по вопросам, поставленным в запросах, проведены консультации с участниками рынка. На основании данных предоставленных участниками топливного рынка подготовлена данная аналитическая записка о состоянии нефтегазового комплекс Ленинградской области в тех его сегментах:


• В сегменте по производству, хранению, перевалке, мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов (автомобильных бензинов и дизельного топлива);
• В сегменте по производству, хранению, перевалке, мелкооптовой и розничной реализации пропан-бутановой газовой смеси;
• В сегменте по производству и реализации СПГ (сжиженного природного газа) и КПГ (компримированного (сжатого) природного газа (метана)).


Производство, хранение, перевалка, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов (автомобильных бензинов и дизельного топлива):


Крупнейшим предприятием по производству нефтепродуктов в Ленинградской области является Киришский нефтеперерабатывающий завод ООО «КИНЕФ», входящий в структуру ПАО «Сургутнефтегаз». Это современное, динамично развивающееся предприятие мирового уровня, качество продукции которого не вызывает ни каких вопросов. Однако, участников топливного рынка беспокоит вопрос закрытия на предприятии автомобильного налива, что делает невозможным получение нефтепродуктов на заводе в автомобильные цистерны. Участники рынка вынуждены осуществлять доставку нефтепродуктов с завода исключительно железнодорожным транспортом, даже для снабжения АЗС расположенных в районах Ленинградской области прилегающих к заводу. Что приводит к росту короткопробежных, нерентабельных, железнодорожных перевозок, а также росту издержек на перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом от мест перевалки из ЖД цистерн фактически во встречном направлении. Участники рынка считают, что ООО «КИНЕФ» злоупотребил своим положением на рынке производства и поставки нефтепродуктов в регион, закрыв авто-налив для сторонних получателей.


Крупнейшим предприятием по перевалке из трубопроводного транспорта и хранению нефтепродуктов является нефтебаза ЛПДС «Невская» ООО «Транснефть Балтика». Нефтебаз введена в эксплуатацию в декабре 2018 года, ее техническое оснащение отвечает самым современным требованиям. Нефтепродукты на ЛПДС «Невская» поступают по трубопроводной системе компании «Транснефть» от 12 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) России. На постоянной основе дизельное топливо на ЛПДС «Невская» планируют получать в автоцистерны все топливные компаний и перевозчики нефтепродуктов Северо-Западного региона. 


Однако, участников рынка беспокоит вопрос того, что ООО «Транснефть Балтика», пользуясь своим монопольным положением на рынке доставки и выдачи нефтепродуктов (дизельного топлива) из трубопроводной системы ПАО «Транснефть», устанавливает тарифы на услуги по хранению и перевалке нефтепродуктов в автоцистерны не исходя из средних цен на данные услуги в регионе, а исходя из собственных затрат на строительство и эксплуатационное обслуживание данного объекта. Участники рынка считают тарифы на обслуживание на нефтебазе ЛПДС «Невская» ООО «Транснефть Балтика» монопольно высокими и не отвечающими среднему уровню цен на услуги по хранению нефтепродуктов на нефтебазах и их наливу в автоцистерны установившиеся в регионе.


В 2019 году, в связи с продажей топливных активов ПТК и Несте, Роснефти и Татнефте соответственно, на розничном рынке нефтепродуктов региона произошли значительные изменения. К концу 2019 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области сформировалась структура розничного рынка нефтепродуктов с преобладанием АЗС сетевых структур ВИНКов, значительную часть из которых составляют компании с преобладающей государственной доли собственности. 

 
По данным мониторинга Нефтяного клуба Санкт-Петербурга на территории Ленинградской области в официальном сегменте работают 25 розничных операторов, каждый из которых владеет двумя и более АЗС. В совокупности им принадлежит 278 автозаправочных комплексов. К данной категории операторов розничного рынка нефтепродуктов относятся хорошо известные, крупные сетевые игроки и ряд небольших, но уже давно и устойчиво работающих на рынке, сетей АЗС. 


Сейчас большинство игроков топливного рынка Ленинградской области декларируют, что планируют сосредоточить свое внимание на повышении эффективности существующей инфраструктуры и не планируют увеличение своих сетей. Компании готовы рассматривать только точечное строительство АЗС в местах строительства транспортных магистралей и массовой жилищной застройки, где, в настоящее время, еще отсутствует топливная инфраструктура и гарантирован высокий спрос на таких объектах.


Исключением является компания Шелл, которая ведет активное развитие, как своей собственной сети, так и франчайзинговые программы на всей территории России, в том числе и в Ленинградской области, приобретая и реконструируя АЗС других участников рынка, строя собственные новые объекты.


По долям рынка по количеству АЗС в Ленинградской области крупнейшими участниками рынка являются:


1. Нефтяная компания Роснефть, включая бренды ТНК, BP и ПТК, с долей рынка в 15,5%; 


2. ООО «Киришиавтосервис» (ПАО Сургутнефтегаз) с долей рынка 14,4%;


3. ПАО « Лукойл», с долей в 11,9%; 


4. ПАО «Татнефть» с долей в 11,5%, в совокупности с приобретенной в 2019 году сетью Несте и одной АЗС в Огоньках, приобретенной у ВТК. 


5. ПАО «Газпром нефть» с долей более 10,1%;


6. Шелл с долей 6,8%;


7. Линос с долей 5,8 %.


По заявлениям экспертов на территории Ленинградской области работает и целый ряд мелких игроков, эксплуатирующих по одной, иногда две АЗС. Большинство таких АЗС не известны широкой общественности и надзорным органам, некоторые из них работают только в периоды выгодной для них конъектуры рынка, уходя на «каникулы», когда работать становится не выгодно или возникает вероятность подвергнуться проверке надзорными органами. Работает и целый ряд «серых» заправочных пунктов на территории предприятий и промышленно-логистических зон.


Таким образом в Ленинградской области, по состоянию на 1 января 2020 года, в целом функционировало более 400 автозаправочных станций, заправляющих автомобили автомобильным бензином и дизельным топливом, включая одиночные и расположенные на территории промышленных зон и предприятий (всего таких «АЗС» более 120), некоторые из таких «серых» заправочных пунктов имеют реализацию ДТ до 100 000 и более литров в сутки. Именно через такие «серые» заправочные пункты, в основном, и реализуется контрафактное топливо.


Нефтяной клуб Санкт-Петербурга считает наиболее злободневными вопросами нефтегазового рынка в данном сегменте:


• Вопрос недобросовестной конкуренции со стороны «серых» участников рынка, осуществляющих реализацию через неофициальные заправочные пункты контрафактных нефтепродуктов, в основном дизельного топлива.
• Вопрос пресечения продвижения поставок контрафактных нефтепродуктов через рекламу в сети Интернет.
• Серьезную озабоченность участников рынка вызывает вопрос наличия ресурса нефтепродуктов в мелкооптовом звене, особенно на фоне возникшего не так давно недостатка предложения на рынке бензинов, что привело к остановке некоторых АЗС по реализации АИ95 у целого ряда игроков розничного рынка.
• Важнейшей проблемой является колебания цен на бирже, что приводило к периодам критического снижения маржинальности реализации нефтепродуктов на АЗС, и даже к периодам отрицательной маржинальности, в условиях искусственного, директивного сдерживания розничных цен на АЗС.



Производство, хранение, перевалка, мелкооптовая и розничная реализация пропан-бутановой газовой смеси:


В Ленинградской области активно развивается рынок пропан-бутановых газовых смесей (сжиженных углеродных газов (СУГ)), по мнению самих участников рынка и экспертного сообщества, данный рынок находится приблизительно в той-же стадии развития, в какой находился рынок классических АЗС в конце 90-х, начале 2000-х годов. Ему присущи те-же болезни роста и проблемы, через которые прошел и рынок классических АЗС.


Присущи этому рынку и проблемы с ценообразованием на бирже, и проблемы недобросовестной конкуренции со стороны участников «серого» рынка, проблемы качества реализуемого продукта, полноты отпуска потребителям.


Острую озабоченность участников рынка вызывает рост биржевых цен на пропан-бутановые газовые смеси, вызванный недостаточным предложением товара, что приводит к подорожанию в розничном звене и снижению маржинальности у розничных игроков. Ряд участников рынка высказал мнение, что недостаток предложения на бирже и, как следствие резкий рост цен, были вызваны экспортной ориентированностью основного поставщика на рынок Ленинградской области ООО «КИНЕФ», который переориентировал основные объемы поставок на экспорт за счет внутреннего рынка, вызвав ситуацию дефицита товара на внутреннем рынке. При этом повышение оптовых, закупочных цен на СУГ вынуждает государство компенсировать через субсидии выпадающие доходы компаний-поставщиков СУГ для населения (для бытовых нужд), что увеличит нагрузку на бюджеты разных уровней.


Основными игроками официального рынка пропан-бутановых газовых смесей является ряд относительно небольших, старающихся выстраивать цивилизованный рынок, сетевых компаний таких как АО «Северное», ООО «Пропан24», ООО «Митекс», ООО «VERVEХ», ООО «ГазЭкосеть», ООО «АвтоГаз» и ряд других. Данные компании, как правило, осуществляют розничную реализацию через собственные сети АГЗС и мелкооптовые поставки пропан-бутановых смесей для нужд котельных, коттеджей и другим, более мелким, игрокам розничного рынка.


Кроме небольших сетевых компаний на рынке присутствует большое количество ИП и фирм однодневок, не утруждающих себя соблюдением правил промышленной безопасности и правил обслуживания клиентов на АГЗС, вопросами контроля качества и полноты отпуска. Что позволяет таким игрокам демпинговать на рынке пропан-бутановых газовых смесей.


На данном рынке остро стоит вопрос использования рядом участников не лицензионного (похищенного у правообладателей и взломанного) программного обеспечения автоматизированных систем управления АЗС, что ставит под вопрос безопасность эксплуатации таких объектов и, конечно, на таких точках обслуживания не приходится говорить о гарантии полноты отпуска товара потребителям, соблюдении норм погрешности при отпуске.


В настоящее время почти невозможно привести точные количественные характеристики рынка розничной реализации пропан-бутановой газовой смеси. Кроме приведенных выше основных игроков, которые присутствуют на рынке уже длительное время, на рынке появилось множество ни кому не известных ИП и фирм однодневок. Чему способствует излишняя либерализация законодательства и фактическая бесконтрольность со стороны надзорных органов и регуляторов. Заправочные блоки ежедневно появляются в самых неожиданных места, поработав некоторое время могут закрыться или переехать, открывшись в тот же день на другом месте… 


По приблизительным оценкам на территории Ленинградской области работает от 250 до 350 заправочных блоков осуществляющих заправку транспортных средств пропан-бутановой газовой смесью.


По мнению добросовестных участников рынка пропан-бутановых газовых смесей данный сегмент рынка нуждается в дополнительном внимании надзорных органов и регуляторов с тем, чтобы пресечь деятельность недобросовестных участников и сократить негативное влияние от недобросовестной конкуренции с их стороны. 


Производство и реализация СПГ (сжиженного природного газа) и КПГ (компримированного (сжатого) природного газа (метана)):


Это совсем другой сегмент рынка услуг заправки транспортных средств, живущий совсем по другим законам и условиям чем рынок заправки автомобильными бензинами, дизельным топливом или пропан-бутановой газовой смесью.


На сегодняшний день рынка на территории Ленинградской области, как такового, не существует. Сейчас в этом сегменте присутствует один игрок, поставщик услуг, и его сбытовые подразделения, это ООО «Газпром газомоторное топливо». Существует и Государственная программа Российской Федерации по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, которой поставлены задачи по созданию на территории РФ рынка газомоторного топлива с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей заправку и потребление газомоторного топлива транспортными средствами.


ООО «Газпром газомоторное топливо» ведутся работы по созданию заправочной инфраструктуры в РФ, в том числе и в Ленинградской области. В подавляющем большинстве случаев ООО «Газпром газомоторное топливо» развивает инфраструктуру КПГ. Компания активно заключает соглашения «О стратегическом сотрудничестве…» и подобные с региональными администрациями и Росавтодором. Часто такие соглашения остаются на уровне деклараций и не получают быстрого развития в реальных проектах.


Кроме КПГ в сегменте заправки природным газом существует еще и СПГ (сжиженный природный газ). Если КПГ предпочтительнее для коммерческого транспорта в городском цикле, для личного транспорта и такси, то СПГ более эффективен в сегменте транспортных средств, осуществляющих дальние магистральные перевозки, для транспорта, осуществляющего постоянные циклические перевозки, к примеру, автобусные перевозки и перевозки нерудных материалов.


И если созданием инфраструктуры на КПГ занимается преимущественно ООО «Газпром газомоторное топливо», то в создании инфраструктуры на СПГ заинтересован и такой крупный игрок как «НОВАТЭК». В 2019 году на территории Ленинградской области введен в промышленную эксплуатацию завод «Криогаз-Высоцк», в ближайшее время планируется строительство и введение в эксплуатацию еще ряда мощностей по сжижению природного газа в Усть Луге.


ПАО «НОВАТЭК» и ПАО «Газпром» заинтересованы не только в экспортных поставках сжиженного природного газа, но и в создание и развитии рынка СПГ на территории Российской Федерации. Данные компании готовы предоставить эксклюзивные условия поставки СПГ для обеспечения создания заправочной инфраструктуры и приобретения техники на СПГ, с тем чтобы обеспечить, приемлемые для инвесторов, условия окупаемости, особенно в период формирования рынка СПГ.


В то же время, на территории Ленинградской области ведутся или планируются к ведению большие объемы работ по строительству автомобильных и железных дорог, особенно в свете запуска проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва и реконструкции Санкт-Петербургского железнодорожного узла, которые потребуют больших объемов перевозки нерудных материалов. Начало реализации этих проектов назначено на 2021 год. Через территорию Ленинградской области и Санкт-Петербург проходят маршруты контейнеровозов и автовозов от портов Финляндии и Санкт-Петербурга на Москву, в непосредственной близости и маршруты Таллинн – Москва.


Таким образом в нашем регионе сложилась уникальная ситуация наличия мощностей по производству СПГ в более чем приемлемой удаленности от мест потенциального потребления СПГ.


Перевод транспорта на СПГ сделает экономически невыгодным производство и реализацию контрафактного дизельного топливо, так как эксплуатация седельных тягачей на дальне-магистральных перевозках и перевозках нерудных материалов на СПГ более рентабельна, чем с использованием контрафактного ДТ. Тоже касается и пассажирских автобусных перевозок. При этом на одной заправке на СПГ транспортное средство проходит до 1100 км.


А ведь именно приведенные выше категории транспорта и являются основными потребителями контрафактного дизельного топлива через заправочные пункты на территории автопредприятий и промышленно-логистических зон Ленинградской области.


Одной из причин препятствующей переходу на использование транспорта на СПГ в указанных сегментах перевозок является финансовая заинтересованность среднего технического звена автопредприятий, отвечающего за закупки ДТ для нужд предприятий. Они показывают акционерам «уникальную» экономию и высокую рентабельность, закупая более дешевое контрафактное топливо, в тоже время, находясь на подкормке у недобросовестных поставщиков.


Если не поставить надежный заслон использованию контрафактного дизельного топлива, то, в ближайшее время, мы столкнемся с ростом его использования при выполнении перевозок в интересах предстоящих крупных строительных проектов на территории Ленинградской области. И, как следствие, с ростом примеров недобросовестной конкуренции со стороны недобросовестных поставщиков и недобросовестных перевозчиков. При этом будет нанесен и ощутимый вред окружающей среде региона и качеству жизни его жителей. 

 
Решением этой проблемы может стать комплексный подход, когда администрация Ленинградской области создаст преференции для создания заправочной инфраструктуры, для перевозчиков принявших решение о закупке техники на СПГ и КПГ. Выступит координатором в работе по созданию заправочной инфраструктуры с одновременным переводом предприятий на СПГ, с целью создания соответствующего спроса. А надзорные органы и регуляторы усилят работу по выявлению и пресечению фактов реализации и использования контрафактного дизельного топлива, привлекая выявленных нарушителей, в том числе, и по статьям о недобросовестной конкуренции.


Президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга»
О.Б. Ашихмин

Комментарии
Конфереция