Алтайские заправки пожаловались на демпинг. Нефтяников обвиняют в ущемлении частных АЗС

Независимые АЗС на Алтае пожаловались в ФАС на нефтекомпании, которые, по их мнению, дискриминируют частных игроков. Так, утверждают в Алтайском топливном союзе, нефтяники держат высокие оптовые цены, а на своих заправках устанавливают заведомо убыточные розничные цены, что грозит независимым АЗС разорением и уходом с рынка. Впрочем, сами нефтекомпании вынуждены держать цены на заправках в пределах инфляции по настоянию регуляторов.

Алтайский топливный союз (АТС) попросил ФАС возбудить антимонопольные дела в отношении «Роснефти» и «Газпром нефти», крупнейших поставщиков топлива в регионе. Такое письмо (копия есть у “Аи92”) глава союза Юрий Матвейко 6 сентября направил руководителю ФАС Максиму Шаскольскому. Господин Матвейко утверждает, что сбыты «Роснефти» и «Газпром нефти» ведут в Алтайском крае «нерыночную политику относительно формирования оптовых и розничных цен» на бензин. Так, говорится в письме, текущая стоимость АИ-95 и АИ-92 в опте превышает конечную цену на АЗС «Роснефти» на 1,7 руб. и 0,8 руб. за литр, а на АЗС «Газпром нефти» — на 1,45 руб. и 0,85 руб. за литр. В ФАС сообщили “Ъ”, что пока не видели обращения. В «Газпром нефти» отказались от комментариев, в «Роснефти» не ответили на запрос “Ъ”.

Нефтяники создают препятствия независимым заправкам «путем сближения уровня оптовых и розничных цен», что приводит к «вытеснению с рынка таких АЗС и создает дискриминационные условия», считает глава АТС. Он отмечает, что цены на заправках законодательно не регулируются. Господин Матвейко полагает, что у нефтекомпаний есть возможность «перераспределения затрат внутри структуры», за счет чего они «дискриминируют независимую розницу и устанавливают розничные цены ниже закупочных». Рост розничных цен на независимых АЗС приводит к перетоку клиентов на заправки крупных нефтекомпаний, увеличивая удельные затраты на продажу топлива и снижая маржинальность, говорится в письме.

Несмотря на то, что цены на АЗС действительно официально не регулируются, нефтяникам приходится сдерживать их в пределах инфляции по указанию чиновников. Из-за этого на фоне роста оптовых цен летом продажа топлива на большинстве российских АЗС была убыточна.

К осени средняя цена на бензин на АЗС выросла с начала года на 5–6%, что сопоставимо с инфляцией, отмечает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». Но 1 сентября цены на АЗС «Роснефти» на Алтае, как и в остальных регионах, снизились на 40 коп. за литр на обе марки бензина и дизтопливо, уточняет эксперт, а 6 сентября последовало снижение цен на АЗС «Газпром нефти» в регионе, но «более скромное». В середине сентября в РФ пройдут выборы в Госдуму.

Средние мелкооптовая и розничная цены в Алтайском крае и Республике Алтай сравнялись еще в 10-х числах августа, а в сентябре стоимость продукта на нефтебазах и вовсе на 1,5–2 тыс. руб. за тонну стала превышать среднюю цену на АЗС в регионе, отмечает Анна Лишневецкая. По ее расчетам, с учетом логистических и операционных издержек розничной реализации средняя чистая маржа торговли бензином на АЗС за первую неделю сентября составила минус 3,74 руб. для АИ-92 и почти минус 4 руб. на литр для АИ-95. Относительно августа убытки выросли на 50–80 коп. за литр, подчеркивает эксперт, при этом убытки от торговли автобензином на АЗС на Алтае сейчас выше, чем в среднем за РФ, примерно на 75 коп. на литр для АИ-92 и на 2,5 руб. для АИ-95.

В письме АТС указано на три состава — злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и картель, отмечает антимонопольный юрист Наталья Пантюхина, но надо больше доказательств. Так, необходимы данные по каждому независимому оператору АЗС, динамике цен и скидкам, отмечает она, также нужно выявить, есть ли похожие случаи в соседних регионах, и оценить влияние внешних факторов.

Дмитрий Козлов

Комментарии