Насколько выросли цены на топливо и почему
Валерий Воронов
За последние три недели цены на бензин в некоторых регионах России выросли на 1,5–2 рубля, рассказали «Известиям» представители заправочного бизнеса. Такой скачок произошел из-за того, что отечественные нефтяники нашли новые рынки сбыта, например в Индии и Китае. В Минэнерго «Известиям» сообщили, что на цены повлиял в том числе сезонный фактор: в конце лета — начале осени идет ремонт на некоторых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). До конца года топливо может продолжить дорожать и дальше, но рост не превысит инфляцию, считают эксперты.
На подъем
В России ускорилось подорожание автомобильного топлива — за последние три недели в ряде областей его цена заметно выросла. Об этом «Известиям» рассказали представители бизнеса.
— В некоторых регионах ценники на АЗС поднялись на 1,5–2 рубля, — сообщил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
С августа розничные цены на топливо в Нижегородской области выросли примерно на 1,5–2 рубля за литр, подтвердил директор сети «Стандарт Ойл» Александр Вахрушин. В Саратовской области дизель и бензин Аи-92 и Аи-95 подорожали в августе на 0,5 рубля, Аи-100 — примерно на 1 рубль, отметила управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.
Поднялись цены и в Крыму, в частности, ситуация заметно изменилась в августе из-за задержек поставок топлива по железной дороге в адрес грузополучателей, отметил гендиректор компании «Мосрегионгаз» Евгений Назаренко. Длительные отгрузки вызвали небольшой дефицит топлива в регионе, повышение розничных цен на некоторых АЗС на бензин марки Аи-100 составило 1 рубль за литр, на дизель — 50 копеек за литр, добавил он.
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша отметил, что организация зафиксировала рост цен на дизель в регионах Восточной Сибири и на Дальнем востоке. Подорожание связано с высокой стоимостью топлива в опте, добавил он.
До начала августа в 2022 году цена бензина в рознице почти не росла, отметил директор департамента рынка капиталов инвестиционной группы «ИВА Партнерс» Артем Тузов. Происходило это из-за отказа ряда стран от нефтепродуктов из РФ — в итоге образовался профицит бензина, производимого в России, пояснил он.
После начала спецоперации на Украине цены на топливо в РФ постепенно понижались, поскольку отечественные нефтяники в условиях новых санкций столкнулись с трудностями реализации продукции за рубежом — внутренний российский рынок оказался переполнен, отметил Дмитрий Гусев. В середине февраля средняя розничная цена бензина и дизеля составляла, по данным Росстата, 50,91 рубля, в середине июля — 50,55, а в августе — 50,59. Однако сегодня нефтяники наладили новые рынки сбыта, например в Индию и Китай, и цены в России начали расти, сказал эксперт.
— Объемы продаж нефти РФ за границу уже восстановились до уровня прошлого года, и профицит бензина на рынке России постепенно сокращается, потому можно ожидать дальнейшего роста цены топлива, — добавил Артем Тузов.
Ране вице-премьер Александр Новак заявил, что экспорт нефти из России за пять месяцев 2022-го увеличился на 12% относительно уровня прошлого года.
Сезон ремонтов
Ближе к осени топливный рынок также находится под влиянием ряда сезонных факторов, в их числе — ремонтные работы на НПЗ, переход на зимнее дизтопливо, рассказали «Известиям» в Минэнерго.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), на 7 сентября цена за тонну бензина Аи-92 составила около 44,5 тыс. рублей, Аи-95 — 49,5 тыс., дизеля — 56,5 тыс. Для сравнения: в середине марта стоимость Аи-92 за тонну была примерно 42,3 тыс. рублей, Аи-95 — 44,7 тыс., дизеля — 48 тыс.
Впрочем, в Минэнерго указали, что, несмотря на значительный рост нефтяных котировок с начала года, средние розничные цены на моторное топливо в РФ продолжают сохраняться на стабильном уровне. В ведомстве отметили, что их динамика по российским регионам составляет примерно +0,4% по автобензину и +1,8% по дизтопливу с января, что ниже, чем в предыдущие годы и значительно ниже складывающейся инфляции.
— Внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме, что вместе с успешно работающим демпферным механизмом, компенсирующим рост цен на нефть, позволяет сдерживать рост цен в рознице, — подчеркнули в Минэнерго.
Механизм демпфера работает на основе разницы разницы между экспортной ценой и индикативной ценой внутреннего рынка. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, НПЗ получают субсидию от государства, которая компенсирует им упущенную выгоду от поставок за рубеж, что позволяет им сдерживать рост цен на АЗС — в пределах инфляции. В обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Восточный фактор
Рост цен на бензин и дизель наиболее выражен на Дальнем Востоке и в Сибири, поскольку еще в июне закончился лимит бюджетных средств, которые правительство выделяло на субсидирование перевозки топлива железнодорожным транспортом в эти регионы, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Ранее в Совете Федерации предупреждали о риске подорожания бензина из-за прекращения субсидирования железнодорожных перевозок топлива в ДФО. Субсидия в 9,8 млрд рублей, которая действовала до июля, компенсировала затраты РЖД на перевозку бензина и дизеля, и владельцы АЗС могли экономить на оплате монополисту за доставку груза.
— До 50% топлива в Дальневосточный Федеральный округ поступает ж/д транспортом из Центральной России и Сибирского Федерального округа. На данный момент Минэнерго с Минфином готовят новые расчеты для возврата субсидирования перевозок топлива, — добавил Владимир Чернов.
«Известия» направили запросы в Минфин и нефтяные компании.
Но даже без дополнительных мер поддержки бизнеса цены топлива в РФ будут стабильны, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза (НТС) Григорий Баженов. До конца года возможно дальнейшее подорожание, но не выше уровня инфляции, заключил Дмитрий Гусев.