16.01.2019 09:28
Комментарии: 0
Просмотры: 1186
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев вчера 14.01.2019 напомнил российским вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) о соглашении по так называемой «заморозке» цен. Все это происходит на фоне январского скачка цен на топливо из-за повышения НДС до 20% и роста акцизов в 1,5 раза, что в свою очередь подталкивает вверх значение индекса Netback (индекс экспортной альтернативы — увеличился, начиная с января, в среднем на 9 000 рублей/тонна), это уже сказалось на росте биржевых цен. В настоящий момент существует высокая вероятность повторения сценария мая 2018 года. При этом независимые АЗС могут столкнуться с диспаритетом оптовых и розничных цен ещё накануне высокого сезона.
Независимый топливный союз неоднократно предупреждал Правительство РФ, профильные министерства и ведомства о пагубности выбранного пути: при сохранении текущей налоговой политики и повсеместной практики ручного управления в рамках стратегии «инфляция минус» цены на моторное топливо на внутреннем рынке будут расти всегда, несмотря на динамику мировых цен на нефть и крупнооптовых цен, напрямую зависящих от индекса экспортной альтернативы.
В розничной цене литра бензина и дизельного топлива доля налогов составляет порядка 60%. При этом государство стимулирует экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в рамках налогового маневра за счет постепенного обнуления экспортных пошлин и повышения налоговой нагрузки на внутренний рынок. Угрозы установить заградительные экспортные пошлины со стороны Правительства РФ в адрес ВИНК не изменят положения простого автомобилиста. В данном случае одной из ключевых причин помимо высокой налоговой нагрузки на внутренний рынок выступает правило ценообразования розничного рынка «инфляция минус», которое в западных странах применяется для регулирования тарифов естественных монополий. При этом топливная розница, несмотря на значительную долю крупных нефтяных компаний, в отличие от оптового сегмента является конкурентным рынком.
Парадокс всей ситуации в том, что более монопольный оптовый сегмент работает в режиме свободного ценообразования, а куда более конкурентная розница в директивном. Это, во-первых, регулярно создает ситуацию «поощрения непричастных» (оптовая цена просела вследствие временной премиальности внутреннего рынка) и «наказания невиновных» (оптовая цена вплотную приблизилась к розничной вследствие большей выгоды от внешних поставок), а, во-вторых, воспроизводит знаменитый замкнутый «русский круг», когда мировые цены на нефть растут — стоимость моторного топлива на российском внутреннем рынке увеличивается, мировые цены на нефть падают — стоимость моторного топлива все равно растет.
Независимый топливный союз предлагает простой выход из «русского круга»: требуется отменить акцизы на топливо, обязать отечественные нефтяные компании реализовывать все производимые нефтепродукты через Санкт-Петербургскую Международную Товарно-сырьевую Биржу, а также привязать розничную цену к биржевым котировкам, установив предельно допустимые процентные наценки от крупнооптовой цены (30% на автомобильные бензины и 25% на дизельное топливо). Так, эти меры в ноябре-декабре 2018 года позволили бы обеспечить цены на АИ-92 на уровне 35 рублей за литр без ручных настроек и постоянных совещаний в высоких кабинетах. Проблема же наполняемости дорожных фондов, которая так заботит Министерство финансов, вполне решается за счет существующих платных парковок, системы “ПЛАТОН”, штрафов, взимаемых с подрядчиков за плохо построенные дороги, перераспределения части налога на прибыль, собираемого с АЗС и компаний-перевозчиков, а также транспортного налога.
«Правительство России, по всей видимости, волнует цена на стелах АЗС только, как фактор, создающий социальную напряженность. Тут, конечно, можно действовать в соответствии с маркетинговыми рецептами продуктовой розницы и продавать “пресловутые 9 яиц”. Да, можно поставить на стелах АЗС цену 20 рублей за АИ-92 хоть завтра. Правда цена будет за пол литра. Однако проблема постоянного роста цен на моторное топливо так и не будет решена. Необходима комплексная реформа российского топливного рынка. Подчеркну, если предложения Независимого топливного союза будут реализованы, мы совсем скоро сможем увидеть на стелах 35 руб. за честный литр бензина. К сожалению, в текущих условиях, никаких других вариантов не допустить роста цен на топлива, кроме пресловутых маркетинговых ухищрений – нет!», — заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.
Комментарии