«Аэрофлот» потерял почти 10 млрд руб. на топливных договорах

Впервые за 10 лет «Аэрофлот» получил годовой убыток. Но дело не только в тяжелых временах, которые настали для авиаотрасли. Против перевозчика сыграли девальвация и хеджирование договоров на покупку авиатоплива. Операционная прибыль «Аэрофлота» в 2014 г. – 11,3 млрд руб. При этом финансовые расходы компании составили 28,4 млрд руб. против 8,8 млрд руб. годом ранее. В структуре финансовых расходов на процентные платежи пришлось только 4,9 млрд руб., а 23,5 млрд руб. – убыток от курсовых разниц (9,7 млрд руб.), убыток по финансовым инструментам (3,9 млрд руб.), убыток от изменения справедливой стоимости производных финансовых инструментов (9,9 млрд руб.) и прочие расходы (5 млрд руб.). Дивидендов не будет Савельев заявил, что компания не будет платить дивиденды по итогам 2014 г. Курмашов на телефонной конференции сообщил, что совет директоров группы «Аэрофлот» не считает целесообразной выплату дивидендов за 2014 г., но не исключает выплату за будущие периоды 2015 г. в случае роста «бумажной» прибыли. Финансовые инструменты – это в том числе опционные договоры, заключенные в 2012–2014 гг. с российскими банками для снижения риска роста стоимости авиатоплива, объясняется в отчетности «Аэрофлота». «Убыток от изменения справедливой стоимости данных финансовых инструментов за 2014 г. составил 9,364 млрд руб.», – говорится в документе. Суть договоров в том, что определяется цена на нефть, выше которой «Аэрофлот» получает компенсацию от банка. Если она ниже, «Аэрофлот» платит эту компенсацию, объясняет аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Такой инструмент может применяться с диапазоном цен. Во время телефонной конференции менеджмент «Аэрофлота» сказал, что в договорах компании применяется цена $80–85/барр. И срок опционов не истек: в 2015 г. с помощью этого инструмента захеджировано 70% топлива, сообщил заместитель гендиректора «Аэрофлота» Шамиль Курмашов. По опционам, которые действуют сейчас, при дальнейшем снижении цены нефти «Аэрофлот» будет терпеть убытки, прогнозирует Сахнова. Такие инструменты, как опционные договоры с банками для снижения риска роста стоимости авиатоплива, очень редко оправдывают себя и приносят им выгоду, говорит Сахнова. Но часть убытков носит «бумажный» характер. К примеру, в отчете по МСФО за 2014 г. учтены будущие обязательства по финансовому лизингу самолетов из расчета 56 руб. за $1 на 12 лет вперед. При этом стоимость существующих воздушных судов и других активов компании, рыночная цена которых номинирована в долларах, не корректируется и отражается по курсу, по которому они были поставлены на баланс – 30–35 руб. за $1. Около 50% выручки «Аэрофлота» валютная. Но она, говорит представитель авиакомпании, в отчете учитывается по курсу на момент осуществления транзакции по покупке билетов, а средний курс на 2014 г.: доллар – 38 руб., евро – 51 руб. «Если предположить, что рубль продолжит укрепляться, это в конечном счете позволит сделать переоценку платежей уже в положительную для нас сторону», – сказал представитель «Аэрофлота». «Аэрофлот» Крупнейшая авиакомпания Основные акционеры – Росимущество (51,17%), «Ростех» (3,5%). Капитализация – 43,9 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 319,8 млрд руб. Чистый убыток – 17,1 млрд руб. Чтобы отрасль могла пережить кризис, считает «Аэрофлот», нужно менять авиационное законодательство. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев предлагает заморозить минимум на год ставки аэропортовых сборов, а также НДС на аэропортовые услуги, обязать чиновников летать в командировки российскими авиакомпаниями, разрешить overbooking и сдачу в аренду самолетов вместе с экипажем, ограничить количество мест бесплатного багажа. Представитель компании пояснил, что о части предложений Савельев рассказал на прошлой неделе на совещании по развитию авиаотрасли в Самаре. Представитель Минтранса не пояснил, были ли по итогам совещания даны поручения проработать вопросы о внесении изменений в законодательство.
Комментарии
Конфереция