«8 НПЗ попадают в класс «лишенцев»… их принято называть плохими заводами»

Форум нефтепереработчиков РТ: чем обернется налоговый маневр и когда «Татнефть» все-таки выпустит свой бензин? ТАНЕКО вновь слегка перенесло сроки выпуска АИ-92 и АИ-95, зато на следующей неделе отдаст в открытую продажу на АЗС новые премиальные моторные масла. Об этом стало известно на нефтяном форуме в казанском «Корстоне». Как «Татнефть» кормит IT-разработки, создаваемые в Иннополисе и востребованные даже «Газпромом», и почему ТАНЕКО и ТАИФ-НК абсолютно не почувствуют отмены таможенных субсидий, слушали корреспонденты «БИЗНЕС Online». В среду в казанском «Корстоне» стартовал двухдневный форум «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана», организованный «Татнефтью» и международным агентством GBC Ltd. В мероприятии приняли участие оба нефтехимических гиганта республики — как «Татнефть», так и ТАИФ, а также ряд приглашенных компаний, работающих в нефтехимической отрасли, и аналитических агентств. Модератором форума выступил главный редактор ИА «Девон» Анвар Маликов. Позавчера на мероприятии обсуждали мировой рынок переработки, последствия налогового маневра для российских компаний, а также экологичную переработку пластика, а вчера — внедрение IT-разработок в нефтехимическую отрасль. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» выслушали несколько интересных докладов. Уже второй год подряд на форуме отчитываются о своих успехах представители ТАНЕКО. И на этот раз от замгендиректора предприятия Ильшата Салахова можно было услышать ряд свежих новостей. Одна из них — это долгожданный запуск производства автобензинов, который переносился не один год, еще совсем недавно был намечен на ноябрь, а теперь сроки обозначены на первую декаду декабря. Компания начнет производство бензинов АИ-92 и АИ-95, а чуть попозже — АИ-98. Всего ежегодно ТАНЕКО планирует выпускать 1,2 млн т товарного бензина. Так что потребителю уже скоро можно ожидать нового татарстанского топлива в продаже. Вчера же Салахов торжественно анонсировал возвращение на рынок татарстанских моторных масел, причем на этот раз — премиального сегмента, качество которых уже успели подтвердить международные автомобильные марки. «На сегодняшний день мы можем сказать, что „Татнефть“ возвращается на рынок смазочных материалов, — заявил он. — Буквально сегодня идет расфасовка новых марок масел под брендом „Люкс Пао“. В ближайшее время, буквально в течение недели, эти масла появятся у нас на заправочных станциях, где вы можете их приобрести. Мы уже имеем одобрение от автопроизводителей Volvo, Renault. Буквально в конце этого месяца ожидается получение одобрения от Mercedes». По словам Салахова, продукция ГСМ продается как через собственные сети АЗС «Татнефти», так и на крупнооптовом и мелкооптовом рынках. «За качество данных масел мы ручаемся и можем сказать, что они конкурентны с известными марками масел, которые имеются на рынке, — объявил он. — Не останавливаемся на линейке моторных масел, но и полностью хотим освоить и осваиваем все виды производства смазочных материалов. Это и индустриальные масла, и турбинные, и компрессорные, и гидравлические масла высшей марки. На сегодняшний день мы также производим смазочные материалы для новой техники: снегоходов, мотоциклов». Так что с учетом выпуска новой продукции ТАНЕКО выполнит свои планы по увеличению объемов и в 2019-м переработает уже 14 млн т нефти вместо 8,7 млн т в текущем году, то есть в 1,6 раза больше. Замгендиректора с удовольствием рассказал и про экологическую поддержку (недавно предприятие выпустило в Каму мальков крупных сазанов и карпов), и про создание «цифрового двойника» ТАНЕКО. «У нас практически обеспечен полный учет — от нефти, поступающей на предприятие, и до отгрузки продукции, которая происходит у нашего потребителя», — похвастал Салахов. Эксперты высказались про общие настроения на нефтехимическом рынке. Генеральный директор московской исследовательской группы «Петромаркет» Иван Хомутов, что называется, на пальцах объяснил суть 6-летнего налогового маневра для нефтяных компаний, особо оговорившись, какие последствия от него ощутят на себе ТАИФ и ТАНЕКО. (Спойлер: никаких). По его словам, эта реформа отличается кардинально от всех предшествовавших, поскольку в рамках этой реформы произойдет полная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты — «пошлин, которые фактически существовали с момента образования постсоветской России, с некоторым перерывом в 1996–1999 годах и были главным элементом существования российской нефтепереработки». Пошлины будут постепенно обнулены к 2024 году, а вслед за ними — и таможенные субсидии для НПЗ России. «Это очень важная история, поскольку без таможенной субсидии значительная часть российских нефтеперерабатывающих заводов не может функционировать с прибылью. Если взять ситуацию 2017 года, то окажется, что примерно 61 млн тонн от 283 млн переработанных на российских заводах было переработано с прибылью. А все остальные, то есть 220 млн тонн, по сути, были переработаны с убытком, который был скрыт той самой таможенной субсидией», — объяснил Хомутов. Взамен государство вводит компенсирующий механизм, или «отрицательный акциз». Но чтобы его получить, нужно подходить под хотя бы одно из трех условий. Первое — собственники заводов с долей не менее 50% находятся под санкциями. Второе — заводы производят бензины в определенном объеме, при этом часть поставляют на внутренний рынок. Третье — завод может заключить соглашение с минэнерго России о модернизации, притом что он в 2016 году переработал более 600 тыс. тонн сырья. Либо он вкладывает не менее 60 млрд рублей в модернизацию, либо строит установки, который будут производить определенный объем топлива. У большинства заводов потери и компенсации будут одинаковыми, а пять НПЗ даже выиграют. Это два завода Роснефти — Ангарский и Ачинский, Омский — Газпромнефти, Антипинский НПЗ «Нового потока» и Ухтинский — «Лукойла». Но будут и «акцизные отщепенцы». «На самом деле уже сейчас понятно, что есть заводы, которые точно не удовлетворяют ни одному из этих трех условий. Речь идет о так называемых мини-НПЗ, которые переработали в 2016 году 600 тысяч тонн и меньше, которые не производят бензины, у которых нет собственников под санкциями. По сути это все мини-НПЗ, которые не входят в ВИНКи», — объяснил эксперт. То есть мини-НПЗ Роснефти и Лукойла получат акциз, поскольку их владельцы находятся под санкциями, а все остальные будут отрезаны от субсидий. А еще есть 8 заводов, которые могут заключить соглашение с минэнерго о модернизации, но адекватных требованиям минэнерго модернизационных программ у них нет. «Поэтому пока они опять же попадают в класс „лишенцев“ этой таможенной субсидии. Эти заводы принято называть „плохими заводами“, поскольку они по сути занимаются простейшей перегонкой нефти на фракции. Никаких вторичных процессов там нет, и по сути они не нужны внутреннему рынку. Но в 2017 году они переработали 17 млн тонн, то есть значительный объем», — рассказал Хомутин. Как это повлияет на отрасль? Оказывается, суммарный размер субсидий к 2024 году практически никак не изменится за счет перераспределений средств от производителей тех самых 17 млн тонн на те региональные коэффициенты, которые увеличивают акцизы отдельных заводов России. Впрочем, как позже оговорился Хомутов, эти деньги не настолько заметны в экономике нефтяных компаний. «По сути, это три компании, которые увеличивают свою долю ренты. Это Роснефть, Газпромнефть и Лукойл. Для всех остальных компаний в принципе формула нейтральная, либо они отменяют субсидии, как для тех 8 заводов, — подытожил Хомутов. — Как видно, если говорить о предприятиях Татарстана — „Танеко“ и ТАИФ-НК, то эти компании никак не выиграют и не проиграют от реформы. Она для них нейтральна». К чему это опять же приведет? Цель регулятора — стабилизировать объем нефтепереработки до 265 млн тонн в год. Но, по версии Хомутова, она не только не упадет, но и даже вырастет — более чем на 20 млн тонн. Поскольку маржинальность бизнеса в последние годы только растет: цены на нефть растут, и субсидии растут с ростом цен, да и модернизация заводов простимулирует рост переработки. А это грозит ростом профицита бензина в стране, что опять же — несбалансированность рынка. Вчерашнюю дискуссию на тему «Кто и что мешает внедрять инновации в отрасли» предварял совместный доклад директора «ТатИТНефть» Рустема Шакирова и замгендиректора по взаимодействию с резидентами ОЭЗ «Иннополис» Вадима Галеева. Шакиров рассказал о развитии инновационных разработок на платформе Иннополиса на примере «ТатИТНефть», которая была создана всего два года назад, специально для того, чтобы представлять Татнефть в новом городке. По словам директора компании, спектр задач поставлен широкий, потому что готовых решений в инновационной деятельности не бывает — всегда приходится решать новые задачи, продвигать новые продукты. «Естественно, у самой Татнефти есть исторически сложившиеся, опробованные, разработанные ИТ-решения, которые мы развиваем и тиражируем по группе и, в том числе, на внешние рынки. Естественно, мы и сами ведем разработку каких-то решений, систем, которые решают задачи Татнефти и всей группы. Как промышленная площадка Татнефть очень многогранна, и представляет действительно большой интерес для разработчиков и инноваторов», — объяснил он. Проблему стартапов в B2B-секторе Шакиров видит в том, что нет четкого понимания потребностей самих производств. «Ребята извне понимают „вроде как“ проблему, пытаются ее решить, приходят на предприятие и тут возникает множество нюансов — либо проблема уже неактуальна, либо решена уже, либо она оказывается нетиражируемой и стартапы начинают буксовать», — отмечает он. В качестве удачного примера директор «ТатИТНефть» привел действующую систему производственного контроля, промышленной безопасности и охраны труда. «Это система, которая позволяет отделам промышленной безопасности контролировать исполнение норм, нормативов Ростехнадзора, выписывать предписания в автоматическом режиме, контролировать их исполнение. Вроде простой документооборот на словах, но в итоге руководители получают глубокую аналитику о состоянии предприятия», — рассказал он. «Эта система прошла апробацию по всей Татнефти, внедрена и на АЗС, и на „Танеко“, и на нефтехимии, на шинном комплексе. Есть „пилот“ в Газпроме. Везде принимается на „ура“, особенно исполнителями. Потому что она сделана исполнителями для исполнителей», — подчеркнул Шакиров. Описанием еще одного проекта он поделился с «БИЗНЕС Online». Рабочее название — автоматизированная система производства, то есть система, которая позволит контролировать производство на всех этапах. «Что такое производство — это склад материалов, это этапы производства, склад готовой продукции. Условно, на склад готовой продукции пришли материалы, эти материалы поступили в производство. У каждого рабочего есть свое мобильное приложение. Каждый материал штрих-кодируется — пока мы используем просто мобильные приложения — рабочим не составляет труда считать штрих-код. Считал штрих-код, соответственно, мы поняли, что с производства в это время этому рабочему пришли эти материалы. Он запускает установку, получает полуфабрикаты, отправляет дальше в этом же приложении. Мы знаем, сколько времени ушло на производство, знаем, кто произвел. И так по цепочке», — рассказал Шакиров. «В конце на готовой продукции у нас появляется штрих-код, при считывании которого появляется вся „история болезни“. Если это брак — мы точно знаем, на каком этапе». Это решение сейчас внедряется на блоке композитных материалов Татнефти.
Комментарии
Конфереция