Нефть дешевеет, но бензин дешевле не станет

Сырая нефть дешевеет как на внешних, так и на внутренних рынках. Вслед за ней снижаются оптовые цены на бензин и дизельное топливо, но снижения цен на АЗС ждать не приходится. С начала августа 2014 цены нефть снизились уже на 20% и могут упасть ещё больше. Этот процесс происходит как на мировых рынках, так и внутри России. На Московской бирже цена сырой нефти в начале августа фиксировалась на уровне 106,5 долларов за бочку. 28 октября средневзвешенная цена составила $85,76 за баррель марки Brent. На Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) с 29 сентября 2014 по 29 октября 2014 оптовая цена на бензин Регуляр-92 снизилась на 3,2%. На бензин марки Премиум-95 упала на 1,11%. Дизельное топливо также подешевело на 0,98%. Что касается розницы, то снижения там ожидать не приходится. Как рассказал порталу «Национальная Деловая Сеть» Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, объёмы нефтепродуктов, которые сейчас торгуются на бирже из-за особенностей рынка и логистики доберутся до реальных АЗС только через месяц. При этом нужно учитывать, что через биржевые торги проходит далеко не весь объём бензина и дизельного топлива. Значительно большие объёмы реализуются через внутренние структуры вертикально-интегрированных компаний, а также по прямым контрактам, где цены формируются совершенно иначе. По словам Олега Ашихмина следует учитывать и длительный период, когда частные АЗС (не входящие в вертикально-интегрированные компании – ред.) работали в минус, накапливая операционный убыток. Таких из 21500 АЗС, имеющихся в России 2/3. «Цены на опт были высокие настолько, что розница работала в минус. Частные компании уже пятый месяц работают в убыток», - говорит Олег Ашихмин. Кроме того, эксперт не связывает падение внутренних оптовых цен с процессами на мировом рынке: «То, что сейчас пошло понижение, оно не связано с падением мировых цен на нефть, а падение произошло из-за того, что заработали три завода, которые находились в ремонте и дополнительные объёмы с этих заводов пришли на внутренний рынок. Сейчас оптовые цены упали, примерно на 2000 рублей за тонну, т.е. для того чтобы по бензинам АЗС вышли в прибыль, цены должны упасть ещё на 5000 рублей за тонну». Олег Ашихмин подчеркнул, что если в случае с бензином для розницы ещё есть надежда, что-то заработать, то наметившийся рост цен на дизельное топливо заставляет заправщиков уходить в минус, уже по этой позиции. Первопричину сложившейся ситуации Олег Ашихмин видит в том, что своевременно не были сформированы запасы нефтепродуктов и когда произошли аварии на НПЗ, самой известной из которых стала авария на Ачинском НПЗ, возник дефицит. АЗС нефтедобывающих компаний снабжались бесперебойно, а независимому сектору, по прямым договорам отгрузки поставки прекратились. В результате независимые АЗС пошли на биржу, где под влиянием ажиотажного спроса цены (в начале – середине лета – ред.) выросли. «А на бирже, опять же выставляют объёмы нефтяные компании. Соответственно, им выгодно поднимать цену, что и произошло. Это и есть спекулятивный момент», - говорит Олег Ашихмин. «То, что на мировых рынках цена идёт вверх-вниз, никогда на наше (внутреннее – ред.) ценообразование не влияло», - подчёркивает Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. Тем временем в различных регионах России граждане начинают, как в прошлые годы выходить на митинги с требованием снижения цен на топливо. Люди на улице считают, что справедливым было бы снижение на 15-20 %, от текущих уровней, что вполне коррелирует с уровнем падения на мировых рынках. Сами профессионалы из числа независимых владельцев АЗС пишут письма в Кремль, Путину. 22 октября отправлено уже второе письмо. Его авторы из Российского топливного союза не просят денег, субсидий из Фонда Национального Благосостояния, или налоговых льгот. Единственная просьба, прямо высказанная в документе, принять меры по: «созданию действительно конкурентного, равноправного топливного рынка по условиям ведения бизнеса и ценообразованию в оптовом и розничном секторах». После отправки предыдущего письма, от 5 сентября 2014 года, как утверждает Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, ситуация только ухудшилась.
Комментарии
Конфереция