Новосибирские нефтетрейдеры уверяют, что проблема нехватки в городе жидкого топлива окончательно не решена

Первого октября Владимиру Городецкому было направлено обращение от имени владельцев независимых сетей АЗС. В своем письме розничные торговцы бензином указывали на грядущий топливный коллапс. То, что некоторые автозаправочные станции уже пару дней спустя простаивали без бензина самых ходовых марок, говорит о справедливости опасений специалистов. Лишь своевременное вмешательство регио¬нальных властей спасло город от очередей на бензоколонки. Но насколько в действительности решена проблема? Газетные заголовки начала октября подняли немало шума. Оказалось, что бензина А-95 и А-92 осталось всего на пару дней и вскоре он может исчезнуть совсем. Это грозило прекращением работы самих автозаправочных станций и большими проблемами для автомобилистов. Правда, дефицит топлива коснулся лишь небольших компаний, именно они оказались под ударом. Почему так произошло? Эти сети АЗС хоть и называют независимыми, но все же зависимость их налицо. Если не от государственного управления, так от главного и по сути единственного поставщика топлива в нашу область — компании «Газпромнефть». Именно у этого гиганта закупают топливо «малыши». И вот, в конце сентября, нефтяной Голиаф сообщил независимым нефтетрейдерам об ограничениях поставок топлива на октябрь. Дело в том, что практически весь бензин, что попадает в баки новосибирских автомобилей, поставляется из резервуаров Омского нефтеперерабатывающего завода. Часть его узлов сейчас находится на плановом ремонте, с чем и связаны основные перебои поставок топлива. Некоторые специалисты склонны связывать эти проблемы и с ремонтом Московского НПЗ, мол, пока он не обеспечивает топливом столицу, туда везут бензин со всей России, ограничивая в поставках регионы. Впрочем, это только догадки. В любом случае Владимир Городецкий принял соответствующие меры, взяв бензиновые поставки под свой личный контроль. Благодаря этому уже 9 октября в региональном правительстве прошли совещания с участием представителей основного поставщика топлива и независимых нефтетрейдеров. К решению вопроса было подключено представительство Новосибирской области в Москве. К вечеру того же дня бензин поступил в резервуары «малышей». Казалось бы, поставки топлива в регион возобновились и можно выдохнуть. И опять же первыми выдохнули СМИ, объявив, что коллапс нас благополучно миновал. Мы решили узнать, действительно ли автовладельцам бояться уже нечего. И оказалось, что до окончательного решения проблемы еще далеко. По словам Геннадия Панкеева, генерального директора сети АЗС «Сибнефть», напряженная ситуация с поставками остается. — Сейчас мы работаем, что называется, с колес. У нашей компании есть свое нефтехранилище, которое мы раньше могли заполнять и оттуда разгружать продукцию. Теперь же возим бензин прямо на АЗС. Так что задержки вполне еще могут быть, случись что, не успей машина вовремя, и станция останется без топлива. Но, конечно, это уже не та ситуация, когда у нас А-95 не было в течение двух дней. И насколько мне известно, эта проблема не только нашего региона, перебои с поставками были в Кемеровской области и даже в Омске. Представляете, там нефтеперерабатывающий завод, а, можно сказать, через дорогу от него независимая АЗС простаивает без бензина, — говорит Геннадий Александрович. Сейчас в Новосибирске цена на бензин одна из самых низких по России. Но, по словам собеседника «МК», это как раз обусловлено поставками из Омска, если же везти переработанное черное золото из других регионов, цена розницы вырастет на 2-3 рубля за литр. Так независимым нефтетрейдерам и говорят, мол, если у вас проблемы, закупайте топливо на бирже. А то, что бензин у них будет дороже, чем на станциях того самого основного поставщика, который преспокойно будет сам себе поставлять топливо, это уже проблема самих «малышей». На это можно заметить лишь, что «Газпромнефть» неоднократно попадала в поле зрения Федеральной антимонопольной службы, но реалии таковы, что проблема повторяется раз в несколько лет. — Подобная ситуация была в 2011 году, — вспоминает президент ассоциации независимых нефтетрейдеров Юлия Золотовская, — причем именно независимые сети изначально обвинялись в сговоре. Будто бы так они хотели цены на бензин повысить. Дальше были суды. Итогом разбирательств стало снятие всех обвинений с участников процесса. То есть действительно было выявлено нарушение «Газпромнефтью» своих обязательств по поставкам. Юлия Игоревна подчеркнула, что хотя по объемам продаваемого топлива сеть АЗС главного поставщика явно опережает независимых нефтетрейдеров, однако по количеству заправок соотношение равное. Так что любые проблемы небольших сетей ощутимо скажутся на потребителях. Как утверждает эксперт, у «Газпромнефти» просто не хватит мощности обеспечить очереди, которые выстроятся перед их заправками. Это показал и 2011 год. — Сейчас нельзя говорить о том, что ситуация на рынке стабилизировалась, — продолжает Юлия Золотовская. — Поставки идут, но в пожарном режиме. Объемы не позволяют делать каких-либо запасов. Сегодня привозят на завтра, завтра на послезавтра и так далее. Мегаполис, понятное дело, в такой ситуации продолжает жить, будто ничего не происходит. А представьте отдаленное село, где всего одна заправка. Таких ведь немало, и там жизнь во многом зависит от своевременной поставки бензина: это и скорая помощь и пожарные. Словом, расслабляться, пожалуй, еще рано. Проб¬лема решаема и, скорее всего, без бензина регион не останется. Но это сейчас. К сожалению, никто не может гарантировать, что подобное не случится спустя пару лет. А то и в следующем году. И главное, масштабы бензинового голода предугадать невозможно. Значит и последствия непредсказуемы
Комментарии
Конфереция