Топлива нет, цены растут. Чего ждать автомобилистам в ближайшем будущем?

Мы уже забыли, что когда-то были талоны на бензин. И вот вновь вернулись такие времена. В чём причина подорожания? Несмотря на то что цены на нефть упали до четырёхлетнего минимума, автомобилисты платят за бензин всё больше. Анализ аналитического центра Минэнерго показал, что за по¬следние 12 месяцев стоимость Аи-95 поднялась на 15%. Причиной столь ощутимой прибавки называют повышение акцизов (+3,2%) и инфляцию (+8%). Кроме того, рост цен во многом «подогревается» перебоями в поставках горючего. Статья по теме Оптом и в розницу: цены на топливо идут вверх «В российских регионах нет дефицита моторного топлива и авиакеросина», - заявил на последней встрече в штабе Мин¬энерго Александр Новиков, представитель ситуационно-аналитического центра министер¬ства. Однако на прошлой неделе автомобилисты многих россий¬ских городов жаловались на перебои с поставками топлива. Так, 10 октября очередь за бензином выстроилась на АЗС Иркутска, а 13 октября в Красноярске на АЗС «Красноярскнефте¬продукт» Аи-95, действительно, продавали только по талонам. Сообщения о нехватке топлива поступали и из Новосибирской области. В СМИ появились данные Центрального диспетчерского управления ТЭК: в период с 7 по 13 октября запасы бензина снизились на 5,2%, дизтоплива - на 4,3%. Но производить топлива при этом стали больше на 1,9%. Куда же оно тогда девается? Кто создаёт дефицит? Чтобы контролировать цены на нефтяном рынке, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала нормативы минимальных продаж для тех, у кого заправочные станции закупают большую часть топлива, - крупных вертикально инте¬грированных нефтяных компаний (ВИНК). Это объединения компаний с разной специализацией, которые вместе охватывают весь процесс производства - от разведки и добычи нефти до её транспортировки. На уже упомянутой встрече в штабе Минэнерго подтвердили, что ВИНКи выполняют установленные нормативы. Объём бензина, который они отправляют на экспорт, также ограничен. Эти поставки идут в основном в рамках межправительственных соглашений и не превышают 4% произведённой продукции. Статья по теме Замкнутый круг: почему бензин не дешевеет вслед за нефтью? Получается, что объективных причин для дефицита топлива нет, но дефицит на заправках есть. И он «разгоняет» цены. Быть может, нехватка создаётся искусственно? Именно такое подозрение и возникло у ФАС, ведь известно: рост цен на бензин в большой степени зависит от биржевых торгов. В ценовом сговоре и контроле поставок подозревают трейдеров, которые в погоне за прибылью не обращают внимания на интересы покупателей - и конечные потребители вынуждены закупать топливо по завышенной цене как дефицитный товар. Служба уже начала официальное расследование. «Мы пока никого не обвиняем, но уже собрали довольно большую информационную базу», - говорит её руководитель Игорь Артемьев. В этом есть ещё одна сторона. Периоды пикового спроса привлекают и нелегальных производителей топлива, и доля суррогата может достигать 10-20%. Хотя рост цен порой провоцируют и сами АЗС. Независимые продавцы не могут заранее предугадать уровень спроса и, не желая рисковать, не заключают долгосрочных контрактов с ВИНКами. А в периоды ажиотажного спроса требуют от нефтяных компаний срочных дополнительных по¬ставок - вне утверждённых квот. К примеру, правительство Иркутской области недавно обратилось к «Роснефти» с предложением увеличить объёмы поставок топлива. Несмотря на то что у крупных компаний есть свои утверждённые в соответствии с нормативами планы, они, как правило, идут навстречу АЗС, чтобы не оставлять автомобилистов без бензина.
Комментарии
Конфереция