«Транснефть» отключит Петербург от дизельной трубы

«Транснефть» намерена отключить построенный в 1971 году трубопровод, ведущий из Ленобласти в Петербург, который, как считают в компании, изношен. По нему ежемесячно 30 тысяч тонн дизельного топлива перекачивают на нефтебазу «Ручьи» на Пискаревке, а оттуда — в баки машин структур МВД, МЧС, «Пассажиравтотранса» и Водоканала. Если трубу закроют, бензовозам придется проезжать по трассе М-10 и через Вантовый мост 4200 раз. В пятницу, 26 сентября, в Минэнерго пройдет первое совещание на эту тему. «Транснефть» намерена закрыть с 2015 года дизельный трубопровод длиной 54,7 км между принадлежащей ей линейной производственно-диспетчерской станцией «Красный Бор» в Тосненском районе Ленобласти, вблизи трассы М-10, и нефтебазой «Ручьи» на Пискаревском проспекте, 125, которая принадлежит Петербургской топливной компании. Об этом на днях заявил заместитель вице-президента компании Владимир Назаров. По его словам, трубопровод был построен в 1971 году, и сегодня исчерпал свой ресурс. Как пояснил «Фонтанке» источник в «Транснефти», часть трубы проходит по населенным районам Петербурга, на большой глубине, под дорогами, тротуарами и инженерными сетями, поэтому реконструировать ее сложно. В то же время необходимость реконструкции пока не подтверждена данными диагностики. По данным сайта госзакупок, дочерняя компания «Транснефти», ООО «Балтийские магистральные нефтепроводы», в середине сентября заключила договор стоимостью 527 тысяч рублей на экспертизу промышленной безопасности трубопровода с целью определить возможность его дальнейшего использования. Результаты обследования неизвестны, обстоятельства исполнения этого договора скрыты от общественности документом, в котором говорится: «Стороны обязуются обеспечить хранение всей конфиденциальной информации в секрете и обязуются не раскрывать ее любым другим лицам, за исключением случаев, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями закона или полноправным судебным решением». Под конфиденциальной информацией следует понимать любые сведения об обследовании, которые заказчик передает подрядчику. Днем 25 сентября планы «Транснефти» обсудили на заседании Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. Президент Клуба Олег Ашимин сообщил, что многие участники, в том числе и ПТК, не согласны с закрытием трубопровода. Это может нарушить схему поставки нефтепродуктов в Петербург, повлияет на заключенные контракты, а также сделает невозможным обеспечение правого берега Невы топливом (ценность «Красного Бора» сейчас заключается в наличии наливного пункта на правом берегу Невы, на левом их достаточно). Поэтому было решено обратиться в Министерство энергетики, которое должно согласовывать подобные планы, с просьбой рассмотреть другие варианты. По информации «Фонтанки», «Транснефть» пока не заручилась поддержкой Минэнерго. Также «Транснефть» намерена реконструировать станцию «Красный Бор» под хранилище нефтепродуктов. Сейчас, по оценке специалистов, около 70% резервуаров «Красного Бора» выведены из строя, так что полноценная реконструкция займет около 3-5 лет. Участники заседания Нефтяного клуба, среди которых были представители ЛУКОЙЛа, «Татойла», «Башнефти» и других компаний, пришли к выводу, что важность «Красного Бора» как конечного наливного пункта (без дальнейшей транспортировки топлива) сильно преувеличена. Расположение нефтебазы, по их мнению, только частично удовлетворит потребности левого берега Невы, где и так большое количество нефтебаз. В пятницу, 26 сентября, в Министерстве энергетики пройдет первое на эту тему заседание с участием представителей «Транснефти», «Сургутнефтегаза», ПТК и самого ведомства. По трубе «Красный Бор» — «Ручьи» течет дизельное топливо стандарта Евро-5 в количестве около 30 тысяч тонн в месяц. Около 24 тысяч тонн дизеля в конечном счете оказываются в баках автобусов «Пассажиравтотранса», в технике Водоканала, а также в машинах петербургских подразделений МВД, МЧС. У Петербургской топливной компании заключены с ними госконтракты на поставку топлива. Остальные 6 тысяч тонн компания продает посредникам, в том числе конкурентам. Общая вместимость резервуарного парка нефтебазы «Ручьи» составляет 71,4 тыс. кубометров, из которых 30,8 тыс. кубометров приходится на дизельное топливо. Сейчас ПТК завершает реконструкцию нефтебазы, в результате которой в 2015 году появятся дополнительные емкости для хранения дизельного топлива. В связи с этим крупнейшие владельцы АЗС в Петербурге, среди которых нефтегазовые компании «Газпром», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, вели переговоры с ПТК об использовании нефтебазы. Их интерес связан также с тем, что с 2013 года ушли стандарты Евро-3 и Евро-4, и все поставщики топлива перешли на Евро-5, который и течет в трубе. Однако планы «Транснефти» по отключению трубопровода эти намерения поставили под вопрос. Главным источником дизельного топлива в трубопроводе является НПЗ «Киришинефтеоргсинтез», принадлежащий компании «Сургутнефтегаз». Схема использования трубы заключается в том, что «Транснефть» создает в трубе давление, за свой счет насыщая ее топливом, и по договору с НПЗ принимает у завода свежие партии, которые оплачивает завод. В результате этого приема на том конце трубы дизельное топливо выходит наружу (свежая партия остается в трубе), и этот товар владелец нефтебазы оплачивает производителю (в стоимость включена оплата транспортировки). По словам специалистов, тарифы на трубопровод, в среднем, на 15% ниже, чем на транспортировку по железной дороге. Если «Транснефти» все же согласуют закрытие трубопровода, дизтопливо придется возить – увеличится нагрузка на железную дорогу и дороги. К примеру, для перекрытия «выпадающего» объема бензовозам потребуется 4200 раз в месяц пересечь Вантовый мост, где и так непростая дорожная обстановка (причем наполненные топливом бензовозы будут только в направлении обратно). Кроме того, трасса М-10, как и сама кольцевая автодорога, сильно загружена. «Что касается железной дороги, в «Красном Бору» ее нет. Существует вариант транспортировать дизельное топливо по железной дороге только с НПЗ. Это приведет к дополнительной нагрузке и на железную дорогу, и на заводы, которые будут грузить цистерны. Технологически это возможно. Но требует больших усилий от рынка. Мы пока не можем оценить, в какой степени рынок готов к этим переменам. Слишком мало времени прошло, чтобы это понять», — сказали «Фонтанке» в Нефтяном клубе. Официальный представитель «Транснефти» вечером 25 сентября находился в самолете, поэтому получить у него комментарий не удалось. Отметим, что ранее существовал трубопровод между «Красным Бором» и морским портом Петербурга, но «Транснефть» закрыла его в 2011 году. Сейчас, помимо дизельного, работает еще трубопровод с авиационным керосином, который проложен между «Красным Бором» и аэропортом Пулково. Его закрывать не планируют. Труба до нефтебазы «Ручьи» — единственная, ведущая на правый берег Невы. Александр Аликин, «Фонтанка.ру» Справка: «Трансне́фть» — российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». 100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству
Комментарии
Конфереция