Генеральный директор ПТК рассказал "ДП" о том, что ждет компанию после изменений в структуре собственников

Этим летом в ПТК произошли изменения: 100%–ными владельцами компании стали Ольга и Андрей Голубевы. Как это повлияло на деятельность компании? — Это тот пример, когда количество сильно влияет на качество. Теперь акционер фактически один, и это, безусловно, улучшило систему управления. Теперь собственник может не только контролировать свои финансовые вложения, но и строго спрашивать за обоснованность принятых топ–менеджерами решений, направленных на реализацию намеченных планов. Которые ранее блокировались другими совладельцами? — Нет, нельзя так сказать — скорее, было трудно договориться о финансировании новых проектов. Если компания имеет несколько собственников, инвестиции должны осуществляться пропорционально. Кто–то хотел это делать, а кто–то — нет, кто–то поддерживал концепцию развития, кому–то она была неинтересна и т. д. После того как компания перешла в единое владение, в первую очередь были сделаны внутренние преобразования, которые, очевидно, не были заметны рынку. Собственники лично провели аттестацию топ–менеджеров, дали четкие критерии оценки работы, целесообразности тех или иных бизнес–процессов. Сейчас мы выстраиваем классическую систему управления, когда решения принимаются профессионалами в лице топ–менеджеров, наделенных всей полнотой властных полномочий, принимающих стратегические решения на основе детального анализа рынка. В то же время такая свобода решений накладывает существенную ответственность за их принятие и требует четкого, аргументированного обоснования и взвешенности, учета всех нюансов и тенденций изменения рынка, других факторов, влияющих на востребованность каждого вида нефтепродуктов. То есть в чем–то стало работать проще, но в чем–то и сложнее: когда ставятся конкретные задачи — ответственность возрастает, это основополагающее правило управления. В чем эти конкретные задачи? — Основным стратегическим решением собственников было усилить позиции компании в частном секторе. Многие годы мы приоритетно занимались корпоративным рынком и в целом довольны своим положением на нем. А вот частный сектор развивали в значительно меньшей степени. В итоге у нас образовалась некая диспропорция в сторону корпоративных продаж. Можно сказать, что мы стояли в рынке одной ногой. Акционеры посчитали, что это стратегически неверно, и соответствующая программа изменений была принята. Мы планируем существенно увеличить продажи в рознице и считаем, что способны достигнуть поставленных целей в короткие сроки. ПТК — одна из самых эффективных компаний на рынке. Об этом можно судить, например, по такому показателю, как стоимость розлива 1 л. В текущий момент мы наращиваем усилия по оптимизации работы компании по всем направлениям, во всех бизнес–процессах. Одним из таких примеров стало внедрение в ПТК электронного документооборота и электронно–цифровой подписи (ЭЦП). Мы стали первыми в нашей отрасли, кто это сделал. Сейчас система проходит тестирование, в том числе с участием наших клиентов. Запуск проекта стал возможен после смены собственников? — Нет, мы начали работать над ним раньше, но это направление не было приоритетным, каким стало сейчас. Надо понимать, что личность акционеров всегда оказывает серьезное влияние на бизнес. Наши акционеры — из банковского сектора, то есть люди, привыкшие работать в рамках четкого регулирования, современных технологий и предельно понятных правил, в том числе тех, которые диктует государство и государственная политика. Они сторонники внедрения в бизнес–процессы новых электронных технологий, направленных на улучшение обслуживания клиентов. К примеру, государством разработана программа "Электронная Россия". Ее внедрение очень и очень полезно для рынка, для бизнеса. Сочетание принципов этой программы и банковских технологий привело к разработке проекта по дистанционному управлению топливными счетами. Такой подход сегодня в приоритетном порядке транслируется на бизнес–процессы в ПТК. Причем это касается не только технологий как таковых, но и обслуживания клиентов. Для нас ЭЦП — это возможность перейти на качественно новый уровень ведения бизнеса. Проведем аналогию: помните компьютеры, которые использовались вначале как большие калькуляторы и печатные машинки? Прошло немало лет, прежде чем общество перешло к более полному использованию возможностей микропроцессорных технологий. С ЭЦП мы сейчас находимся в точке, когда уровень проникновения технологий и квалификация пользователей могут сделать мощный скачок, который изменит нашу повседневную жизнь. А что дает ЭЦП, кроме сокращения времени на оформление документов? — Самым важным является качественно иной уровень безопасности ведения бизнеса. ЭЦП — это целый комплекс технологий и организационных процедур, который обеспечивает идентификацию и защиту подписанного документа. Подделать документ или проникнуть в систему злоумышленнику очень сложно. Именно защищенность алгоритмов, применяемых при использовании ЭЦП, позволила нам реализовать впервые в отрасли схему вывоза нефтепродуктов без использования бумажных документов. Программно–аппаратный комплекс "1С8–Терминал" успешно используется на всех нефтебазах нашей компании. Все документы существуют внутри системы и подписываются уполномоченными лицами наших контрагентов в электронном виде. Подписывать электронный документ можно в любом месте, где есть доступ к Интернету, следовательно, не существует больше ограничений, связанных с расстояниями и временем проведения операций. Это не только очень удобно, но и открывает новые возможности для компаний, которые хотели бы работать на оптовом рынке нефтепродуктов Петербурга. Вам больше не нужно иметь в Петербурге офис и сотрудников для ведения бизнеса. Проведение операций в электронном виде позволяет автоматизировать учет и скорость проведения транзакций. От решения купить или продать нефтепродукты до фактического исполнения проходят минуты. Если бизнес крупный и проводится большое количество операций, то использование электронного документооборота становится наиболее очевидным. То, что ранее делали целые отделы, теперь может сделать один человек. Эти технологии были доступны на биржевых рынках или в банковском секторе. Теперь они работают и в ПТК. Вы собираетесь использовать ЭЦП только на нефтебазах? — Нет, конечно. На нефтебазах мы модернизируем наши бизнес–процессы с учетом возможностей электронного документооборота и ЭЦП, но мы, естественно, применяем и готовые решения, существующие на рынке. ПТК совместно с компанией "Тензор" реализует возможность использования ЭЦП для оформления первичных бухгалтерских документов нашими клиентами. Принцип прост: ПТК формирует документы (акты, накладные, счета фактуры), подписывает их ЭЦП, и они через компанию "Тензор" становятся доступны нашим контрагентам. Это только первый шаг, мы хотели бы предоставить возможность нашим клиентам полностью вести документооборот с нами в электронном виде, чтобы не только на АЗС водители получали нефтепродукты с использованием современных онлайн–технологий и смарт–карт, но и весь бизнес–процесс, от заключения контракта до формирования бухгалтерских документов, не предполагал участия человека. Мы стремимся обеспечить для себя и для своих партнеров режим ведения бизнеса, исключающий даже намек на использование неэффективных и непрозрачных схем работы. Такая задача поставлена акционерами, и я уверен, что мы добьемся результатов в самые сжатые сроки. Технологический уровень компании уже сейчас позволяет нашим партнерам покупать у нас нефтепродукты через Интернет, получать оперативно отчеты, корректировать самостоятельно параметры карт, подписывать документы ЭЦП и хранить их. А экономию от внедрения технологии ЭЦП вы подсчитывали? — Безусловно, в ПТК все процессы проходят процедуру бизнес–планирования, которая подразумевает четкие ответы на вопросы об экономии, окупаемости и пр. Но, если говорить упрощенно, а не языком цифр, то представьте, что, например, диспетчерские наших клиентов вручную составляли схему движения бензовозов, так называемую шахматку, — кто куда и когда едет. Затем было нужно формировать сотни доверенностей для водителей, которые необходимо было подписывать, учитывать, хранить, отправлять. Сейчас мы дали нашим клиентам технологию, чтобы все формировалось автоматически в электронном виде. Клиенту не надо ехать за доверенностью, посылать курьера. У водителя есть карта–ключ для доступа к системе, он просто предъявляет ее на нашей нефтебазе для идентификации, проходит проверку и получает нефтепродукты. На первый взгляд, это очень просто звучит. Но если представить, что нефтебаза — это банк, нефтепродукты — это деньги, то простота реализации этого проекта становится не столь очевидной. Использование ЭЦП в первую очередь приносит значительную экономию нашим клиентам. Приведу лишь одну цифру: с учетом размера бизнеса ПТК экономия наших клиентов только на курьерах при оформлении документов составляет около $1 млн в год. Но есть еще затраты на внедрение… — Затраты на введение ЭЦП — очень небольшие, хотя, конечно, многое зависит от уровня технологического развития компании. На внедрение у нас ушло около полугода. Основное препятствие — это не технологии, а психология клиентов. Нам сегодня приходится много заниматься обучением. Не все понимают, что применение ЭЦП предоставляет возможность значительной экономии, так как считают только прямые затраты на документооборот. Не учитываются, например, возможные потери при использовании бумажных технологий, связанные с хищениями. Бумажную доверенность можно подделать, а поскольку у нас очень ликвидный товар, конечно, могут найтись желающие его незаконно получить. К сожалению, в Петербурге и области очень много способов его реализовать, что делает соблазн еще более сильным. Существует — и, я бы сказал, процветает — нелегальный рынок розлива дизельного топлива. Нефтяной клуб оценивает объемы нелегального рынка в 10 – 15 тыс. т в месяц (3,5 – 5 млрд рублей в год) — это эквивалент крупного, заметного игрока на рынке, который не платит налоги, экономя деньги на экологической и технологической безопасности горожан. Бороться с нелегальным сектором рынка — задача в первую очередь государства. Что касается нашей задачи, то это обеспечение эффективности работы всех бизнес–процессов и повышение их безопасности для противодействия возникновению подобных ситуаций. Очень важно находить нетривиальные, высокоэффективные способы решения привычных проблем. Массовое использование ЭЦП может привести и приведет к уменьшению городского трафика, пробок. Это не означает, что не надо развивать общественный транспорт и строить дороги, но это намного более экономичный, высокотехнологичный способ решения застарелых проблем. А это не может в итоге сыграть против вашего сектора? Не будут ли люди меньше покупать бензин? — Не думаю, просто станет меньше ненужных перемещений и суеты. Для нас куда более важной с точки зрения загрузки АЗС является активность бизнеса наших клиентов, его развитие. Один заключенный контракт в реальном бизнесе на перевозки в сотни раз перекрывает метания по городу курьера на легковой машине. Давайте освободим наш город от ненужной суеты. Сейчас модно передавать эстафету через СМИ. Вот и я хочу попробовать: "Уважаемые крупные поставщики товаров и услуг для бизнеса, предоставьте возможность вашим клиентам взаимодействовать с вами, используя электронный документооборот и электронную цифровую подпись, или переведите через год 1 млн рублей в дорожный фонд". Вы обращаетесь к конкурентам? — И к ним в том числе. Но в первую очередь — к нашим монополистам. В экономике достаточно сложная ситуация, и лучшей реакцией является наращивание наших усилий в областях, где есть (или могут быть достигнуты в короткие сроки) конкурентные преимущества. Разговоры по схеме "у нас все плохо", "надо подтянуть пояса", "мы в осаде" в бизнесе, да и в жизни, непродуктивны. Но ведь есть объективное общее падение экономики? — Я не говорю, что мы сумасшедшие оптимисты, по крайней мере, я надеюсь, что не произвожу такого впечатления. Есть риски, которые мы вынуждены учитывать, понятно, что рынок сейчас — тяжелый. Тем более что Санкт–Петербург был и остается окном в Европу, которое по разным причинам сейчас частично закрывается, объемы перевозок падают. Очень надеемся, что они восстановятся, но при этом мы не будем сидеть затянув пояса и ждать лучших времен. И вот мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали: на рынке существуют возможности для успешного ведения бизнеса, цели поставлены, и я с оптимизмом оцениваю наши возможности по их достижению. Биография Андрей Михеев > Родился 25 июля 1966 года в Ленинграде. > Окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени Бонч–Бруевича по специальности "волоконно–оптические системы передачи данных". > В 1988 – 1989 годах — инженер в НПО "Дальняя связь". В 1989 – 1997 годах работал в различных коммерческих компаниях. > С 1997 года — заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания". С 2009 года — генеральный директор ЗАО "Петербургская топливная компания". О компании ЗАО "ПТК" > Основано в 1994 году. > Под брендом "ПТК" работает 150 АЗС в Санкт–Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской, Мурманской областях, Республике Карелия, а также в Эстонии. На АЗС ПТК заправляется более 70 тыс. автомобилистов, компания обеспечивает топливом более 6 тыс. компаний региона. > ПТК принадлежат 3 нефтебазы, одна из которых — нефтебаза "Ручьи" — является одним из наиболее крупных хранилищ нефтепродуктов (70 тыс. м3).
Комментарии
Конфереция