Нефть взяла курс на Азию

Поставки российский нефти в Азию превысили 30% всего экспорта — более чем 1,2 млн баррелей в день. Это самый высокий показатель в истории, отмечают аналитики и трейдеры. В 2012 г., по данным Международного энергетического агентства, на этот регион приходилось около 20% экспорта нефти из России. В то же время трубопроводные поставки в Европу упали с пика в 3,72 млн барр. в день до менее чем 3 млн барр. в день в июле. Больше всего российской нефти ушло в Китай, и поставки вырастут, так как Россия собирается усилить связи с регионом в ответ на повышенную напряженность в отношениях с Европой. Хотя цена на нефть немного выше бенчмарка в Дубае, поставки российской нефти выгодны азиатским покупателям: она ближе и помогает снизить зависимость от нефти с Ближнего Востока. Влияние санкций на поставки газа остается неопределенным, и энергокомпании обеспокоены высокими рисками. После подписания контракта на поставку газа из России в Китай на $400 млрд еще потребуются отдельные работы по строительству трубопровода и разработке месторождений. «Они действительно на середине пути по увеличению поставок в Азию», — говорит руководитель энергетической консалтинговой фирмы JBC Energy Йоханнес Бенигни. Санкции США и ЕС предусматривают запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования, поэтому наибольшую выгоду из увеличения поставок нефти в Азию сможет извлечь китайская Honghua Group — один из крупнейших в мире производителей бурового оборудования. На Россию уже приходится 12% ее выручки.«Honghua может обеспечить буровые установки такого же качества, что и западные, при этом со скидкой в 20%, а также более дешевую и быструю доставку», — говорит аналитик Гордон Кавн из Nomura. Западные санкции также направлены против Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) за работу с ВМФ России. ОСК пытается выйти на прибыльный рынок строительства газовозов, где доминируют сильные японские и корейские компании. Аналитики говорят, что ОСК может быть конкурентоспособной на этом рынке в долгосрочной перспективе благодаря поддержке правительства. Но пока ОСК не имеет мощностей по строительству газовозов, а санкции, запрещающие экспорт оборудования и технологий, ограничивающие доступ к финансированию, позволят азиатским судостроителям защитить свою долю на рынке. Южнокорейская DSME, в частности, больше выиграет от санкций, чем американские судостроители: она строит танкеры, которые могут ходить в Арктике. Такие нужны для проекта «Ямал СПГ» (потребность — 16 газовозов). Инвесторы, вкладывающиеся в проект «Ямал СПГ», тоже столкнулись с санкциями («Новатэку» минфин США ограничил возможности финансирования). Санкции против ОСК могут быть хорошим оправданием размещения оставшихся заказов на DSME, считает Енг Су Хан, аналитик Samsung Securities. «Сделка на той же стадии. У нас есть заказ на 10 газовозов для“Ямал СПГ”, и мы ждем новых заказов», — сказал представитель DSME.
Комментарии
Конфереция