Взрыв на заводе в Ачинске «ударил» и по ценам на бензин в Туве

Многие автолюбители помнят российский бензиновый кризис, который затронул и Туву. Три года назад «республика на колесах» почувствовала, насколько она зависит в плане поставок топлива от соседних регионов. После того, как положение дел удалось исправить, наступило относительное спокойствие. Цены на АЗС росли постепенно. Но в конце июня они вдруг подскочили на рубль-другой. Владельцы машин встревожились. Оставалось непонятным, было ли это сезонное повышение стоимости, или есть другая конкретная причина? Кроме того, возникал вопрос, а не повторятся ли в регионе события недавнего прошлого? Еженедельник решил прояснить ситуацию, дабы утолить любопытство вполне резонно волнующихся читателей. Когда бензин был «золотым» Почему же три года назад республика столкнулась с дефицитом топлива? Освежим память. В 2011 нефтяники увеличили объемы экспорта, к чему стремились давно. Потому что продавать за рубежом им было намного выгоднее, чем реализовывать «товар» на внутреннем рынке. Соответственно, в России наблюдались высокие цены на бензин и его нехватка. Ажиотаж вокруг ГСМ в Туве ощущался сильнее, чем в других регионах страны. К заправкам выстраивались длинные очереди, а цены на обычный 92-й на некоторых АЗС взлетали до 50 рублей за литр. Многие автозаправочные станции даже какое-то время не работали, потому что топливо перестало поставляться. Власти были вынуждены сами закупать горюче-смазочные материалы, дабы выправить ситуацию. Дошло до того, что в республике бензин даже распределяли по талонам только муниципальным предприятиям и маршрутным такси. Зависимость Тувы от поставщиков ГСМ из других регионов проявилась во всей красе. А ведь эти самые поставщики – лишь звено в цепочке доставки топлива от нефтяников к потребителям. В поисках 92-го Примерно две недели назад ваш покорный слуга решил заправить автомобиль. Подъехав к заправке, был неприятно удивлен ценником. Вместо привычных 31 рубля 50 копеек за литр 92-го, на нем красовалась такса в 33 рубля. Ради любопытства решил объехать еще несколько АЗС в Кызыле. На первой встреченной по пути стоимость самой популярной марки бензина составила те же 33 рубля. Дальше – больше. На нескольких автозаправочных станциях Аи-92 и вовсе оценивался в 34 рубля за литр. Журналистский и потребительский интерес рос, поэтому пришлось объехать чуть ли не половину столицы Тувы. Бинго! В нескольких местах нужная марка ГСМ стоила 32 рубля 50 копеек за литр. В голову начали закрадываться не очень радостные мысли. Сразу вспомнился 2011 год. Но что толку гадать на кофейной гуще, если можно поинтересоваться у людей, которые курируют топливный вопрос в республике. Опять Ачинский НПЗ Как оказалось, взрыв на нефтеперерабатывающем заводе в Ачинске повлиял на поставку не только газа, но и бензина в Туву. Об этом корреспонденту еженедельника рассказал руководитель республиканского Министерства топлива и энергетики Роман Кажин-оол. «У нас в регион 25% от всего объема ГСМ поставлялось именно с Ачинского НПЗ. Предприятие в результате чрезвычайного происшествия вышло из строя примерно на 5 месяцев. Поэтому потребители, которые работали с ним, вынуждены сегодня заключать договоры уже с Омском и Ангарском. Соответственно, расходы на транспортную доставку топлива совсем другие. Отсюда и рост цен на него. Они увеличились уже примерно на 7-8%», - объяснил чиновник. По его словам, повышение стоимости на данный момент остановилось. Пока ситуация не вызывает опасений. Минтопэнерго постоянно следит за развитием событий, в том числе за ценовой политикой и за наличием бензина на АЗС в республике. Пока никаких проблем, связанных с нехваткой ГСМ, нет. «Сами посудите, те самые 25%, о которых говорилось выше, не сильно влияют на весь рынок Тувы, но определенные проблемы вносят», - отметил собеседник «Плюс Информа». Спекуляции нет Тогда возникает вопрос, если речь идет только о четверти от необходимых объемов, поставляемых в регион, то почему стоимость бензина выросла на большинстве автозаправочных станций Кызыла? Роман Кажин-оол говорит, что сначала литр топлива подорожал не на всех заправках. Дело в том, что на некоторых еще оставались старые запасы. Но когда они подошли к концу, то ГСМ прибавились в цене практически везде. «Спекуляции здесь никакой нет. Это рыночные отношения. Весь Красноярский край фактически зависел от Ачинска. Теперь спрос на нефтепродукты увеличился и в других регионах. Потому что начались поиски новых нефтеперерабатывающих заводов, предоставляющих квоты для поставщиков, от которых напрямую зависит Тува. В частности, речь идет о хакасских компаниях», - сообщил министр. Хранить бензин в Туве невыгодно После того, как бензиновый кризис в 2011 году пошел на спад, власти республики рассматривали вопрос о создании базы, где бы хранилось топливо, на случай возникновения новых ситуаций с дефицитом ГСМ. Но время шло, подобных проблем не наблюдалось, и про данный план, кажется, забыли. Оказалось, что это не совсем так. «Если говорить о строительстве своего нефтехранилища, то пока проект никто не реализовывает. Дело в том, что он принесет дополнительные издержки. Деньги нужны будут не только на доставку, но и на хранение бензина, а также на его перекачку. По подсчетам, такое топливо стоило бы дороже, нежели реализуемое на АЗС. С точки зрения экономической целесообразности, это было бы неправильно», - объяснил Роман Кажин-оол. Лето помогает бензину дорожать Чего же нам всем ожидать в ближайшем будущем? «Будут ли дальше скакать цены на бензин, я не могу сказать, - признается министр. - Пока ситуация вполне нормальная. Никакой истерии не должно быть. Еще стоит учитывать, что в летний период наблюдается пик потребления топлива. Потому что начинается курортный сезон. Люди ездят отдыхать за город. В Туву прибывают туристы, поэтому закупки ГСМ увеличиваются». Сейчас Минтопэнерго держит ситуацию на контроле. Руководство этого органа постоянно связывается с крупными поставщиками нефтепродуктов в Туву. Чиновники уверяют - пока нет никаких предпосылок для того, чтобы в республике появился дефицит топлива. «На игле» Так уж сложилось, что нефтяники частенько диктуют свои условия. Вместе с ними «диктаторами» становятся все звенья цепи: от поставщиков, до самых маленьких АЗС. Жителям Тувы остается только ждать, что последствия взрыва на Ачинском НПЗ как можно быстрее ликвидируют, при этом никаких происшествий больше не произойдет. А то некоторые предприниматели, реализующие бензин в регионе, легко могут превратить любое происшествие в собственную выгоду. Пример тому все тот же пресловутый 2011 год, когда за литр отдавали полтинник. А люди покупали, потому что «республике на колесах» ну никак нельзя оставаться без колес. Но, кажется, ни один бизнесмен не понес за спекуляцию существенное наказание. По крайней мере, о таких прецедентах широкой общественности не сообщали. Следовательно, случись что, перед жаждущими наживы мы по-прежнему беззащитны. И Сенин
Комментарии
Конфереция