Динамичная пластика автомобиля легла в основу нового стиля ПТК

Мы уже рассказывали об открытии АЗС ПТК в новом стиле, который разрабатывала компания VDS. О том, как проходила работа над новым образом для ПТК мы попросили рассказать Председателя Совета директоров VDS Александра Артюховича.
— Александр, когда вы показывали окончательные эскизы руководству ПТК, вы сказали, что АЗС сделана в петербургском стиле. Что вы подразумевали? Какие детали нового стиля на ваш взгляд можно назвать характерными для петербургской станции?
— Если сказать точнее — мы хотели передать не стиль, а современный дух Петербурга. Делать АЗС в стиле барокко или классицизма нам не хотелось, такие банальные примеры уже были. Каким может быть дизайн современной АЗС в городе с брендом 18-го века? Да еще чтобы дизайн был актуален 10-20 лет. Вот задача! Немало пришлось погулять по центральным улицам города. Стоял я как-то возле Дворцовой площади в окружении всей этой театральной торжественности, и вдруг на вековую брусчатку выкатывает совершенно новый блестящий Maserati и за ним такой-же свежий Mercedes, привлекая к себе внимание прохожих. Это дерзкое вторжение автомобиля в идиллию классики поначалу возмутило, а затем вызвало восторг. И тут я понял — здесь нет никакого противоречия! Элитный новый автомобиль — это современная классика, Maserati —современное барокко! Mercedes на фоне Зимнего дворца — эволюция одного стиля. АЗС я всегда отождествлял не столько с архитектурным строением, сколько с индустриальным объектом, относящимся к автомобилю. Автомобиль вошел в жизнь города, и именно автомобильная пластика с ее динамизмом легла в основу стиля ПТК. Фриз навеса – как яркая пульсирующая лента красных фонарей автомобиля, проносящегося по вечернему Невскому. Стела – как вздернутый развевающийся флаг. Глянцевые темные поверхности здания и навеса, отражающие автомобили – как зеркальная вода Невы и каналов. Новый фирменный темно-серо-синий цвет – не что иное, как точно подобранный свинцовый цвет стальных кораблей, пришвартованных в заливе.
— Перед вами стояла непростая задача – создание не нового бренда с нуля, а нового стиля для компании, которая много лет работает на рынке. То есть необходимо было преодолеть некие стереотипы, укоренившиеся у клиентов, у сотрудников компании. Не боялись ли вы, что ваши идеи покажутся ПТК слишком смелыми? Расскажите, если можно, о реакции руководства на ваши идеи, предложения?
— Скажу прямо – пришло время! Сама ситуация созрела. И сотрудники, и управленцы компании ощущали диссонанс между реальным ее уровнем и внешним видом. Все равно что молодому успешному бизнесмену носить ветхое пальто, из которого он давно вырос. Задача, стоявшая перед нами, была интересная и сложная — существенно модернизировать образ, оставив при этом его узнаваемость. Здесь нужно отдать должное руководству ПТК! Такую степень доверия и понимания не часто встретишь. Мы работали в одной связке, никого не приходилось уговаривать или в чем-то переубеждать. Молодые, смелые, спортивные и успешные профессионалы своего дела – такой открылась нам ПТК, именно эти характеристики мы и постарались заложить в основу нового фирменного стиля. Что касается клиентов компании, то ребрендинг всегда влияет положительно, даже на самых требовательных потребителей — это закон маркетинга!
— Изучали ли вы историю компании, перед тем как начать работать?
— Во-первых, я люблю Питер. С этим городом связаны самые теплые воспоминания творческой юности. Во-вторых, для нас было большой честью, когда из ПТК к нам обратились за разработкой и воплощением фирменного стиля, зная что в Петербурге есть талантливые дизайнеры. Зная историю города, мы были уверены, что знакомы с историей ПТК. При личном общении с первыми лицами открылись совершенно новые страницы истории, и нам было приятно увидеть много общего между нашими предприятиями. Когда есть история, отыскать образ намного легче. Когда мы приступаем к подобным серьезным разработкам, мы всегда погружаемся в изучение истории и культуры региона.
— Думаю, первое, на что обратят внимание наши постоянные клиенты – это кардинально новое решение логотипа. Решено уйти от полного написания названия компании и оставить аббревиатуру. При этом и прежний логотип использовать не стали. Расскажите о том, как родилась идея с тремя буквами ПТК?
— В наше время скоростей надпись розничного бренда из 30-ти букв — вещь просто недопустимая. Имя должно быть коротким, как выстрел, чтобы его запомнил и произносил потребитель. Бренд «ПТК» уже давно был на языке клиентов и работников компании. Мы просто взяли идею и создали уверенный динамичный логотип. Что касается старого знака, то он остался внутри компании, везде, кроме фирменного стиля АЗС.
— Вы работаете не только с АЗС, но и с автомобильными, торговыми центрами. Есть ли специфика во внешнем оформлении АЗС по сравнению с другими объектами?
— В отличие от автосалонов, на АЗС требуется яркое дневное и ночное пятно. Рекламная продукция автоконцерна только поддерживает имидж, а главным является все же автомобиль. В случае же с АЗС внешний вид должен передать и масштаб, и идею всего бизнеса. Отечественные торговые центры за редким исключением имеют безобразное внешнее оформление. Акционеры еще участвуют в создании архитектурного образа, а при вопросе внешнего оформления или силы заканчиваются, или интерес пропадает. С прекрасно оформленными европейскими центрами у отечественных АЗС много общего.
— Какие модные тенденции и направления можно выделить сейчас в сфере проектирования и строительства АЗС? Какие конструкции сейчас чаще всего используют?
— Назовем это не модой, а скорее требованием рынка. Из-за усиливающейся конкуренции между топливными компаниями все больше внимания уделяется дополнительным услугам на АЗС. Туалет, кафе, ресторан, wi-fi, мойка, пылесос, услуги на островке ТРК, автотовары, продукты питания, свежая пресса и т.д. Создание своего рода зон притяжения влечет за собой увеличение здания операторной, зданий сервисов. Здесь уже не дополнительные услуги при АЗС, а наоборот, и это нормально. Освещение территории под навесом и реклама полностью переведены на светодиоды. Закладывается довольно много рекламных плоскостей для сменных рекламных акций. Для конструктива навесов и зданий мы все чаще предлагаем своим клиентам эстетичные открытые металлоконструкции, которые не нужно закрывать отделкой там, где они могут быть видны — под навесом, в интерьере здания. Сама архитектура визуально упрощается, уступая место рекламе, отделке, фактурам. Своего рода конструктивный минимализм. На наших глазах происходит трансформация понятий дорога — автомобиль – АЗС. Еще вчера дорога — это опасность, изнурение, поскорее бы доехать, а сегодня — возможность перевести дух, отвлечься от работы, отдохнуть. Автомобиль вчера — это «как бы не сломался», очень жарко или холодно, предельная нагрузка, а сегодня можно месяцами не открывать капот, чувствуя комфорт первоклассного отеля, слушая прекрасную музыку. АЗС из места, где вчера мы могли только заправиться, стала домом у дороги, второй кухней, мини-офисом.
Как раз конец 90-х и первое десятилетие 2000-х в нашей стране ушли на осознание того, что архетип АЗС бесповоротно меняется. В этот момент многие нефтяные компании старались изобразить то, чем они не являлись. В стиле и архитектуре АЗС было много лишнего, надуманного. Теперь же, когда даже самый маленький частник понимает, что АЗС — это сложнейший бизнес и за каждого клиента нужно сражаться, в архитектуре идет запрос на полезность, оптимальность, функциональность, красоту! Эти тенденции радуют.
— У вас большой опыт работы с зарубежными партнерами. Как вы думаете, отличаются ли АЗС в России и на постсоветском пространстве от европейских станций?
— Очень часто в России мы слышим, что в Европе АЗС простые и дешевые, а у нас дорогие и сложные. Со стороны это действительно так. Но мы, находясь внутри процесса и российского и европейского топливного розничного бизнеса, видим иную картину. Если в Европе АЗС строят на месте, где сформирована инфраструктура, то экономят на всем, кроме технологии и надежности. Простейшее торговое оборудование, отделка и реклама. Но если строят трассовый комплекс, если вокруг АЗС начинает формироваться микрорайон или населенный пункт, то европейская АЗС ничем не отличается от АЗС на постсоветском пространстве, а многие отечественные АЗС не могут даже приблизиться по размеру инвестиций и оснащенности. Вот и получается – чем хуже окружение, тем лучше АЗС.
— У вас есть цикл работ «История одной АЗС». Появится ли такая история о ПТК?
— Уже приступили к подготовке альбома. Несмотря на наше короткое знакомство, материала очень много. Нашим детям альбом и новый стиль ПТК нравятся, значит все хорошо!
Комментарии
Конфереция