Заместитель министра фианасов Сергей Шаталов отправил в Минэкономразвития письмо, где предлагает снизить сегодняшнюю запретительную пошлину на экспорт бензина за границу.
Что не может не навевать мысли, а не стоят ли за этим письмом интересы предприятий, занимающихся глубокой переработкой сырой нефти?
Поясню ситуацию. На сегодняшний день пошлина на вывоз бензина составляет 90 %. Она была введена в 2011 году, когда из-за резкого роста цен на нефть во всем мире экспорт бензина стал гораздо выгоднее, чем реализация его на внутреннем рынке. Цены на бензин поползли и у нас, на что правительство Владимира Путина отреагировало введением этой пошлины, что действует и сейчас.
Цену на бензин удалось стабилизировать, а экспортёры затаились и стали ожидать, когда смогут отыграться. Вот очевидно сейчас, когда всё внимание сосредоточено на Украине, и решили что час Х пробил.
В письме предложено поэтапно начать понижать размеры пошлины, и в 2017 году довести её до 66% - показателю, который и действовал до 2011 года.
Против этого резко выступают владельцы АЗС, у которых нет своей переработки. По их словам, количество выпускаемого в стране бензина сопоставимо с внутренней потребностью. В случае, если пошлину уменьшить, бензин опять пойдёт на экспорт и розничная цена увеличится. А крайними как всегда окажутся розничные продавцы.
К тому же даже сегодняшние пошлины не препятствуют росту экспорта. За минувший год он увеличился почти вдвое. Пусть конечно объёмы не такие большие, но вполне показательный факт.
Надеюсь, с Минэкономразвитии понимают, откуда торчат уши у этого письма, и отнесутся к спорной инициативе минфина настороженно.
Денис Лабицкий
глава фонда эффективных экономических исследований
специально для портала Business-ru.com
Комментарии