"Алгоритм": Выход - не приставать к "ЛУКОЙЛу" с нормами минимальных биржевых продаж, всё равно толку от них ни рынку, ни компании

Из заметных новостей следует отнести появившееся на сайте ФАС обращение к компании Лукойл устранить до 20 мая «признаки нарушения антимонопольного законодательства». Компания, по мнению регулятора, необоснованно отказывалась от договоров поставки нефтепродуктов с независимыми участниками рынка во внебиржевом сегменте, а также завышала цены на внебиржевых торгах. Здесь трудно принять чью-либо сторону. Обе неправы. Лукойл давно предупреждал, что объёмы производства автомобильных бензинов на НПЗ компании сбалансированы с объёмами розничных продаж на собственной сети АЗС. Свободных ресурсов, которые можно было бы выставить на биржу, у компании нет. До поры до времени проблема купировалась необязательностью биржевых продаж. Однако с октября, после утверждения Совместного приказа ФАС России и Минэнерго России №313/13/225 «О минимальной величине продаваемых на бирже нефтепродуктов ….» и Постановления Правительства РФ от 11.10.2012 №1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже …», предусматривающего административную ответственность, Лукойл перешёл на формальное участие в биржевых торгах. Компания через биржу начала реализовывать через биржу топливо собственным сбытовым компаниям по ценам значительно превышающим рыночные. Снижать биржевые цены Лукойл не может, ресурсы перехватят трейдеры, - говорится в обзоре компании "Алгоритм". Замечено, чем меньше топлива у компании к распределению, тем выше отклонение лукойловских цен от индекса «Владимир». На бензине Аи95, самом дефицитном, среднее отклонение составляет 11%, на менее дефицитном Аи92 – 3%, на дизеле – 2%. Собственно, для самой компании разницы большой нет, где формировать центр прибыли - в опте или в рознице. А для биржи, которая на результатах торгов старается сформировать достоверные, рыночные ценовые индикаторы, это неприемлемо. Что же делать, где выход? Первый, революционный, - директивно ликвидировать внебиржевой рынок (за исключением закупок для силовых ведомств, МЧС, полиции) все продажи топлива внутри нефтяных компаний проводить только через биржу. Второй – не революционный, отпустить Лукойл и не приставать к нему с нормами минимальных биржевых продаж. Всё равно толку от них ни рынку, ни компании, нет. Принуждение не есть путь к рыночным отношениям.
Комментарии
Конфереция