Lietuva обвинила Литву в поддержке ее конкурентов из Белоруссии и России

Стабильность функционирования НПЗ Mažeikių nafta в Литве может обеспечить лишь сотрудничество с Orlen Lietuva, считает руководство этой польской компании, о чем оно и заявило на встрече с премьер-министром Литвы Альгирдасом Буткявичусом. Глава компании Orlen Lietuva Иренеуш Фонфара представил литовскому премьеру предложения о конкретных решениях, немедленное внедрение которых могло бы положительно повлиять на финансовое положение компании. Orlen проинформировал, что за последние годы был предпринят ряд шагов по оптимизации, включающих улучшение производственной эффективности и продаж, а также оптимизацию расходов, сообщает польский деловой ресурс Biznes.interia.pl. "Но сегодня уже потенциал внутренних оптимизационных решений исчерпывается. Поэтому, с точки зрения Orlen, необходимо принятие решений, которые позволят сохранить деятельность НПЗ в Мажейкяй", - говорится в отчете компании по итогам встречи с литовским премьером. В отчете нет подробностей о том, какие именно конкретные предложения Orlen прозвучали. При этом прямо сказано, что в связи с ухудшением макроэкономической ситуации переработка на НПЗ сократилась до 60%. Это связано, в том числе, со "снижением конкурентоспособности продукции, экспортируемой из Мажейкяй на американский рынок и приостановление продаж за океан", - пишет польская Gazeta Wyborcza. Отвечая на вопросы Польского агентства печати (РАР), пресс-служба концерна PKN Orlen (дочерней структурой которого является Orlen Lietuva) сообщила, что в первую очередь от литовского правительства ожидаются такие действия, которые принесут скорейшие результаты: "Одной из главных проблем является высокие тарифы на перевозку продукции Orlen Lietuva на железнодорожном транспорте. Эти тарифы выше тех, которые применяются Литовской железной дорогой для конкурентов Orlen Lietuva из России и Белоруссии". На приобретение литовского НПЗ Mažeikių nafta нынешней Orlen Lietuva и на инвестиции с 2006 года PKN Orlen потратил около 4 млрд долларов США. При этом за все это время не было принято ни одного решения о выплате дивидендов, а вся прибыль была направлена на развитие литовской компании. Концерн уже давно говорит, что на рентабельность Orlen Lietuva негативно влияют, прежде всего, логистические проблемы. В январе 2014 года глава Orlen Яцек Кравец сообщил, что НПЗ в Мажейкяй работает на грани рентабельности, но ситуацию должно улучшить строительство трубопровода, доставляющего нефтепродукты с НПЗ до порта в Клайпеде. Кравец подчеркнул, что нынешнее литовское правительство заинтересовано в этой инвестиции. Глава PKN Orlen добавил, что недействующий трубопровод "Дружба-Север", поставлявший нефть из России в Мажейкяй, так и не будет открыт. Однако, по мнению заместителя Торгово-промышленной палаты Польши, бывшего заместителя главы концерна Orlen Януша Вишневского, строительство продуктопровода не изменит критической ситуации в Мажейкяй. Он напомнил, что нефть перестала поступать в Мажейкяй в 2006 году, за полгода до завершения сделки с Orlen. "Было достаточно времени, чтобы отказаться от транзакции или изменить параметры контракта. Позднее Литовская железная дорога демонтировала часть жлезнодорожных путей, а литовское правительство не соглашалось на строительство нефтепровода до Клайпеды", - сказал он. По его мнению, терминал в Бутинге - скорее всего, проблема, чем важный логистический актив Мажейкяй. Эксперт обращает внимание на тот факт, что у российского Лукойла в Литве в семь раз больше АЗС, чем у Orlen, а белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке с легкостью могут обеспечить небольшие потребности рынков прибалтийских государств. Вишневски отмечает, что нынешнее руководство Orlen несколько раз пыталось продать литовскую компанию, но ситуация ухудшилась из-за закрытия одного из главных каналов сбыта топлива - в США. По мнению Вишневского, для НПЗ в Мажейкяй остается лишь экспорт на Украину и связанная с ним неуверенность в получении оплаты, экспорт в Польшу с ущербом для Lotos и Orlen, либо поставки в латвийский Вентспилс или голландский Роттердам, где трудно будет получить прибыль. "В этой ситуации неудивительно намерение премьера Литвы изменить негативное отношение к интересам Orlen в Литве. Но разрешение на строительство продуктопровода или обещание восстановить железнодорожную линию не изменит критической ситуации в Мажейкяй, поскольку уже слишком поздно", - сказал он. Януш Вишневски не скрывает своих подозрений относительно того, что литовцы "снова хотят обыграть польское правительство и раскрутить польские фирмы на очередные ненужные траты в Литве". Польский портал wnp.pl напоминает, что ситуация на этом НПЗ ухудшилось после того как в 2008 году Литовские железные дороги разобрали железнодорожный участок от Мажейкяй до латвийского города Ренге. Поэтому продукцию Orlen Lietuva пришлось перевозить в Латвию кружным путем, что привело к повышению затрат на транспортировку. PKN Orlen в 2006 году стал владельцем большей части пакета акций НПЗ, а сегодня уже является стопроцентным собственником компании Orlen Lietuva, владеющей единственным НПЗ в Прибалтике. Компания использует три канала продажи топливных продуктов: литовский локальный рынок, сухопутный экспорт в Латвию, на Украину, в Польшу и Эстонию, а также морским путем в Западную Европу и США, с использованием терминала Klajpedos Nafta.
Комментарии
Конфереция