Конфереция

В Петербурге создадут координационный орган по организации противодействия хищениям нефтепродуктов

В Петербурге создадут координационный орган по организации противодействия нарушениям, связанным с хищениями при транспортировке, хранении и переработке углеводородного сырья
Необходимость создания такого органа в начале марта обсудили на заседании Президиума Совета по реализации решений Президента Российской Федерации по вопросам развития предпринимательства при главном федеральном инспекторе по Санкт-Петербургу. Об этом Аи92 рассказал секретарь Совета Вице-президент Российского топливного союза, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.
Проблему массовых хищений нефтепродуктов путем несанкционированных врезок в трубопроводы в своем обращении к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и к губернатору Ленобласти Александру Дрозденко ярко отразила одна из пострадавших сторон – компания ОАО «Транснефть», уделяющая большое внимание этому вопросу особенно после того как более года назад вице-президентом по безопасности стал бывший глава МВД РФ Владимир Рушайло.
Производственный комплекс Транснефти в Ленинградской области включает перекачивающие станции и диспетчерские пункты, резервуарные парки, морские терминалы, более тысячи километров линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. По данным компании, количество краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов с использованием криминальных врезок резко возросло. В 2013 году в регионе обнаружено 47 незаконных врезок, что на 62% больше, чем в 2012 году. Возбуждено 29 уголов¬ных дел, из которых лишь одно направлено в суд. По 10 фактам хищений из трубо-проводов вынесены постановления о приостановлении уголовных дел. В Транснефти отмечают, что преступность в этой сфере приобрела межрегиональный и международный характер. Похищенное топливо вывозится в страны Прибалтики и Республику Беларусь.
При этом немалая доля нелегальной торговли топливом процветает и в Санкт-Петербурге и Ленобласти. На наличие в регионе организованных преступных группировок, сформировавшегося теневого рынка сбыта нефти и нефтепродуктов, неоднократно указывал и Нефтяной клуб Петербурга. В частности, в феврале от имени клуба на имя губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко было направлено письмо (http://www.au92.ru/msg/20140210_14021001.html) с просьбой обратить внимание на масштабы «серого» рынка реализации нефтепродуктов в Санкт-Петербурге. По словам Олега Ашихмина, имеют место многочисленные случаи отпуска дизельного топлива с использованием бензовозов и модулей, установленных на автомобильных дорогах (КАД) и на внутренней территории предприятий без необходимых согласований. Потребителями топлива с контейнерных АЗС, установленных на территории предприятий, являются преимущественно транспортные компании, пытающиеся сэкономить. При этом поставщики оборудования, контейнерных станций, в данном случае никакой ответственности не несут. Руководители транспортных предприятий не всегда помнят о том, что если случится какая-то авария с модульной станцией, установленной без всяких согласований, это повлечет за собой уголовную ответственность и неприятности, не сопоставимые ни с какой экономией. По оценкам участников рынка – членов Нефтяного клуба - «серый» рынок реализации нефтепродуктов составляет около 10-15% рынка реализации дизельного топлива в городе, количество нелегальных мест сбыта постоянно растет и сегодня превышает 25% объема рынка легальных операторов. Со стороны «серого» рынка имеется устойчивый спрос на нефтепродукты сомнительного происхождения с проведением расчетов за наличные денежные средства с участием фирм однодневок. В силу дешевизны и отсутствия необходимости уплаты налогов, спрос на такие нефтепродукты постоянно растет. На рынке реализации высокооктановых бензинов из-за отсутствия инфраструктуры по их незаконному розливу объем хищений минимальный.
Следствием этого является недопоступление и в городской, и в областной бюджет налоговых платежей. Финансовые ресурсы, выведенные из контролируемого государством оборота, и доходы, получаемые преступниками в ходе легализации и продажи по¬хищенных нефти и нефтепродуктов, формируют теневую экономику региона, укрепляют экономическую основу существования организованной преступности. Не меньшую угрозу криминальные врезки представляют для экологии, поскольку они становятся причиной разливов нефти и нефтепродуктов, загрязнения почвы, рек и водоемов.
Ленинградская область является «лидером» по объемам хищений нефтепродуктов из магистральных нефтепродуктопроводов. Несмотря на принимаемые организациями системы «Транснефть» во взаимодействии с правоохранительными органами меры, количество криминальных врезок в магистральные трубопроводы, проходящие по территории области, остается стабильно высоким. За период 2012 – 2013 года в Ленинградской области обнаружено 77 несанкционированных врезок в магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы Общества (2012 год – 28, 2013 год – 49). Динамика роста количества преступных посягательств на магистральные трубопроводы в Ленинградской области продолжается, за первые два месяца 2014 года выявлено уже 9 несанкционированных врезок. Несанкционированные врезки отмечены в Киришском, Кировском, Колпинском, Красногвардейском, Тосненском и Всеволожском районах Ленобласти.
По данным Нефтяного клуба, в ходе пресечения 49 преступлений по хищению нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов в 2013 году (6 на МН и 43 на МНПП) было задержано 11 подозреваемых лиц и 10 автомобилей, в т.ч. 6 с нефтью и нефтепродуктами. По фактам несанкционированных врезок в МН и МНПП, проходящих по территории Ленинградской области, в т.г. возбуждено 32 уголовных дела, приостановлено 11 дел. В прошлом году судами Ленинградской области рассмотрено три уголовных дела по фактам хищения нефти из МН (в т.ч. два прошлых лет), по которым решениями суда к лишению свободы осуждено 6 лиц, в том числе к реальным срокам – 6.
Заинтересованные стороны в ходе заседания договорились до конца марта 2014 года подготовить обращение от имени Совета - Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, о необходимости создания координационного органа по организации противодействия нарушениям, связанным с хищениями при транспортировке, хранении и переработке углеводородного сырья. Кроме того, будет подготовлено обращение от имени Совета в Прокуратуру Санкт-Петербурга о необходимости создания межведомственной рабочей группы по вопросу незаконного сбыта нефти нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области с привлечением руководителей территориальных контрольно-надзорных органов, представителей бизнес-сообщества, председателей профильных комитетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В адрес главного федерального инспектора Миненко В. А., будет направлен информационно-аналитический материал о ситуации в сфере транспортировки, хранении и переработки нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, для дальнейшего информирования аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.
Самарский опыт
Участники заседания рассмотрели Самарский опыт в области разработки мер по предупреждению и борьбе с хищением нефтепродуктов, которые также имеются при транспортировке, хранении и переработке нефти и нефтепродуктов. Нефтедобы¬вающими компаниями и организациями трубопроводного транспорта собствен¬ными силами и при участии правоохранительных органов реализуются мероприя¬тия по охране объектов нефтедобычи и транспортировки. В настоящее время Главное управление МВД России по Самарской области, Управление ФСБ России по Самарской области, а также Ростехнадзор и Росприроднадзор по Самарской области принимают конкретные меры в пределах своей компетенции по выявлению и пресечению противоправных посягательств на нефтедобывающие объекты и объекты транс-портировки нефти и нефтепродуктов, и повышению уровня государственного контроля и надзора в сфере безопасности добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Основные меры заключаются в проведении неплановых проверок объектов пе¬реработки и хранения нефтепродуктов, на которые имеется оперативная информа¬ция о возможной причастности к незаконному обороту нефти и нефтепродуктов; проведении проверок законности размещения и осуществления производственной деятельности установок по переработке нефти на территории муниципальных образований Самарской области; проведении проверок перевозок нефти и нефтепродуктов автомо¬бильным и железнодорожным транспортом.
Комментарии