Водителям подмигнули газом

Александр Аликин, «Водитель Петербурга». «Газпром» объявил о возмещении автовладельцам 50% стоимости перехода на газовое топливо. Таков метод проведения «газовой революции», которая, судя по всему, не нашла широкой поддержки среди жителей Петербурга. В преимуществах и недостатках перевода машин на метан разбирался «Водитель Петербурга». Программа «Газпрома» по переводу автомобилей частных владельцев на газ стартовала 15 декабря 2013 года. Согласно ей, до 1 апреля 2014 года водители Петербурга, Новгородской, Тверской и Смоленской областей могут установить на свои автомобили газобаллонное оборудование со скидкой 26 тыс. рублей. Как сообщили «Водителю Петербурга» в пресс-службе ООО «Газпромнефть Северо-Запад», стоимость переоборудования транспортного средства варьируется в зависимости от марки автомобиля и вида оборудования (есть как российское, так и иностранное). К примеру, переоснащение Renault Logan обойдется в 53,5 тыс. рублей. Согласно программе «Газпрома», из этих денег 26 тыс. рублей платит нефтегазовая компания и выдает водителю карту «Газпром нефть» с 4 тыс. рублей на счету для заправки метаном. Программа действует только в тех автосервисах, с которыми договорился «Газпром». Их всего два – на улице Салова, 56, лит. О, и на Зотовском проспекте, 9. В обоих случаях СТО принадлежит ООО «Альянс газсервис». Срок установки баллона – от нескольких часов до одного дня. Срок гарантии – от одного до двух лет. Автовладельцам придется каждые три года приезжать в автосервис для плановых испытаний – в случае с композитным баллоном, и каждые пять лет – в случае с металлическим. Куда ставят баллон Оборудование можно установить почти на любой автомобиль, при этом его внешний вид остается неизменным. Баллон, как сообщили в «Газпромнефть Северо-Запад», размещается в багажном отделении в нише, которая есть у большинства легковых автомобилей. Правда, как говорят эксперты, чтобы тот же Renault Logan нормально ездил на метане, придется занять баллонами весь багажник, чтобы обеспечить объем топлива хотя бы 30 литров. «Переоборудование автомобиля для работы на компримированном (сжатом. – Прим. ред.) природном газе включает в себя монтаж и настройку дополнительной топливной системы. После переоборудования автомобиль становится двухтопливным, что позволяет заправлять его как метаном, так и бензином или дизелем. Если у автовладельца по определенным причинам нет возможности заправиться газовым топливом, он может перейти на традиционный вид топлива», – сообщили в компании.Количество оборудованных автомобилей в «Газпроме» называть не стали, отметив лишь, что в основном это ВАЗ, ГАЗ, «Ниссан», «Тойота», «Рено» и «Шевроле». Где обещают заправки Согласно официальной информации на сайте нефтегазовой компании, заправить газом автомобиль в Петербурге можно только на АЗС «Газпромнефть» на Пулковском шоссе, 42. Ранее, в конце 2012 года, компания заявляла о планах переоборудовать АЗС в Тосно, Тихвине и Сестрорецке. Однако пока этого не произошло. Сами модули там построены, но еще не получены разрешения от регулирующих органов. Стоимость одного модуля компримированного природного газа (КПГ) составляет около 60 млн рублей. В ближайшее время фирма обещает открыть модули КПГ на заправках в Северо-Западном и Центральном регионах, в том числе расположенных вдоль федеральных трасс М-10 «Россия», которая проходит по Петербургу, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областям, а также по территории Москвы, и М-1 «Беларусь», расположенной в Московской и Смоленской областях. В чем выгода В качестве одного из преимуществ перехода на газ организатор программы называет его дешевизну (литр метана стоит около 12 рублей). При пробеге 60 тыс. км в год владелец легковой машины, по подсчетам «Газпромнефть Северо-Запад», должен сэкономить около 70 тыс. рублей. Кроме того, в компании отмечают положительное влияние на срок службы моторного масла, который якобы увеличивается в 2 - 3 раза, свечей зажигания – почти наполовину, и моторесурс двигателя – на 35 - 40%. Автоэксперты эти доводы расценивают как рекламный ход, а установку газобаллонного оборудования считают целесообразной лишь на автомобили с большим объемом двигателя или на грузовики и автобусы, так как в противном случае экономия почти не ощущается. «Стоимость установки оборудования, действительно, 30 - 50 тыс. рублей. Ломается нечасто, так как достаточно простое. Касательно экономии денег на масле, свечах – больше профанация, чем реальность. Конечно, на свечах и масле будет меньше отложений сажи, продуктов горения. Но масло меняют не из-за них, а потому, что оно само по себе теряет вязкость и другие свои свойства», – говорит управляющий автомастерской R23 Максим Вохминцев. Стоимость установки газобаллонного оборудования соответствует заявленной «Газпромом» цифре лишь в случае с четырехцилиндровым автомобилем, считает член ФАР Павел Запорожец, который уже не первый год ездит на пропане. «Если речь идет о шести- или восьмицилиндровом двигателе, стоимость геометрически начинает расти вверх», – отмечает он. В чем подвох Существуют и проблемы в переходе на метан. Во-первых, у водителей, которые все же встали на этот путь, есть мнение, что понижается мощность автомобиля. Во-вторых, так как в городе только одно место заправки, ее время может увеличиваться из-за очередей. В-третьих, дизельные автомобили нельзя перевести на метан, поскольку их двигатели устроены по-другому, убежден Максим Вохминцев (хотя в «Газпроме» считают, что дизель и газ вполне совместимы). Дизельное топливо воспламеняется от сжатия – давление в камере сгорания около 30 атмосфер, в то время как в бензиновом двигателе, где давление 12 атмосфер, возгорание происходит от искры. Поскольку газ не воспламеняется от сжатия, перевести дизельный автомобиль на газ невозможно, утверждает эксперт. «Не думаю, что автовладельцы будут активно переходить на газ. Водители автомобилей с большим двигателем – «Додж», «Хаммер» – ставят охотно, потому что расход средств на 40% уменьшается. Но для легковушки в этом нет смысла, тем более – теряется мощность. Я за все время, пока работаю в бизнесе, а это около 10 лет, видел только одного человека, который поставил газовый баллон на свою легковушку», – рассказал Вохминцев. Проще перейти на пропан В отличие от метана, пропановые установки более развиты. К примеру, возможность заправить машину пропаном есть, как правило, в двух местах в каждом районе Петербурга. Единственный недостаток – в нашем городе литр пропана стоит 18 рублей, поскольку в Петербург его безо всякой конкуренции поставляет только Киришский НПЗ, говорит Павел Запорожец. «Сумасшедшая цена, но все равно дешевле, чем бензин, – 30 рублей», – считает он. Стоимость установки итальянской пропановой системы – 21 тыс. рублей. «Я мониторю рынок газового топлива последние лет 10. И в последнее время не видел никаких движений, чтобы что-то серьезно изменилось в метановом направлении. Оно по-прежнему неразвито и остается выгодным лишь для грузовиков и автобусов», – отмечает он. Заход через Смольный «Газпром» пытается закрепиться и на корпоративном рынке. Для этого он запустил программу, похожую на ту, что предназначена для физических лиц. Согласно ей, предприятия грузового и пассажирского транспорта могут установить газобаллонное оборудование бесплатно при условии, что будут заправляться в объеме 1 тыс. куб. м метана в месяц (около 150 - 200 км пробега в день). При заправке в меньших объемах клиент ежемесячно должен выплачивать «Газпрому» 3% стоимости оборудования и его установки. Своих корпоративных клиентов «Газпром» не раскрывает. В Петербурге идею о необходимости перехода на газ активно продвигают чиновники Смольного. Осенью 2013 года ГУП «Пассажиравтотранс» закупил 30 газовых автобусов «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски за 280 млн рублей. В конце года комитет по транспорту заключил еще один контракт с «ПитерБасЦентром» стоимостью 180 млн рублей, который входит в «Группу ГАЗ» на поставку еще 15 автобусов. В ноябре первый мусоровоз, работающий на газе, представил «Автопарк № 1 Спецтранс». Ожидается, что к концу 2014 года у предприятия, которое занимается вывозом отходов, увеличится количество газовой техники до 80 штук. А впоследствии «Спецтранс» намерен перевести на метан весь парк техники, который насчитывает 400 автомобилей.
Комментарии
Конфереция