"Деловой Петербург". Вопреки спросу

Редактор dp.ru Александр Сологуб - о том, чему РЖД следует поучиться у частных перевозчиков. Организации прибыльных перевозок пассажиров РЖД следует поучиться у частных автобусных перевозчиков. Может, Владимиру Якунину, главе РЖД, стоит переманить толковых топ–менеджеров из частных компаний, чтобы они наладили качественные пригородные перевозки по железной дороге, полезные для граждан, а не созданные исключительно ради выполнения заказа региональных властей. Такая мысль возникла в процессе изучения рынка загородной недвижимости в радиусе 60 км от Петербурга. Неизбежно приходишь к мысли, что личному автомобилю должна быть альтернатива — общественный транспорт, который в случае необходимости быстро и недорого доставит в город к месту работы. Наивные предположения, что на электричке можно быстро добраться до города, не оправдались — чистое время в пути (без учета времени ожидания) до работы превысило 2 часа, из них только на электричке около 1,25 часа. Примерно то же расстояние на маршрутке можно проехать почти в 2 раза быстрее и, что немаловажно, примерно в 1,5 раза дешевле. То есть альтернатива только одна — маршрутка. Это результат многолетней реформы РЖД. После того как госмонополия выделила из себя региональные компании по организации пригородных перевозок, пригородное сообщение только ухудшается — проезд дорожает при одновременном снижении качества услуги: поезда быстрее ходить не стали, а их количество сокращается. И это при том, что спрос на поезд из пригородов в Петербург стабильно растет, поскольку город пока еще остается основным источником доходов для жителей области, а их становится все больше, так как работающие в Петербурге граждане все активнее скупают недорогое жилье в области. Ачем железная дорога отвечает на вызов рынка? Да, собственно, ничем, она ждет транспортного коллапса на автомагистралях. Один из топ–менеджеров Октябрьской железной дороги в приватной беседе сказал, что вскоре на въезде в город образуются такие пробки, что граждане будут вынуждены пересесть на электрички. Из чего можно сделать вывод, что железнодорожники и не собираются думать об удовлетворении транспортной потребности жителей города и области. Этот вопрос не интересует железнодорожников, поскольку пригородные пассажирские компании выполняют заказ региональных властей по перевозке пассажиров. То есть правительство регионов должно решать: сколько и куда возить своих жителей и по какой цене, а задача железнодорожников — получить с региональных властей деньги и оказать услугу. При таком подходе железнодорожникам нет необходимости оценивать потенциал рынка, выявлять потребности граждан, оптимизировать под них маршруты и расписание движения поездов, чтобы перевезти больше людей и получить прибыль. Пока пригородные перевозки не станут для РЖД бизнесом, нацеленным на удовлетворение потребности граждан, ожидать ускорения электричек, повышения сервиса не стоит. Проезд будет дорожать, но повышение тарифа уже сейчас зачастую не покрывает сокращение спроса — выручка падает, а убытки пригородных компаний растут, и они требуют все больших субсидий из региональных бюджетов, угрожая сократить количество поездов в следующем году. Похоже, что исправить ситуацию способна только либерализация рынка пригородных перевозок
Комментарии
Конфереция