Метановый напор

До конца 2014 года "Газпром" инвестирует 14 млрд рублей в развитие газозаправочной инфраструктуры Петербурга и Ленобласти. Также компания планирует компенсировать издержки перехода на газовое топливо транспортным компаниям и гражданам. До конца 2014 года дочерняя компания ОАО "Газпром" — "Газпром газомоторное топливо" планирует построить восемь метановых заправок в Петербурге и две в Ленобласти — в Гатчинском и Ломоносовском районах. Кроме строительства новых заправок компания планирует реконструировать существующие метановые заправки и дооснастить традиционные АЗС "Газпром нефти" модулями заправки природным газом, а также создать сеть сервисных центров по переоборудованию и техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей, сообщили dp.ru в "Газпром газомоторное топливо". В свою очередь, источник в ЗАО "Газпром нефть альтернативное топливо" (дочерняя структура "Газпром нефти") сообщил, что до конца 2014 года эта компания в Петербурге запустит еще от четырех до 12 метановых заправок. "Сейчас прорабатывается проект", — пояснил собеседник dp.ru. В сумме, как подсчитали в "Газпром газомоторное топливо", на развитие газозаправочной инфраструктуры в Петербурге предполагается потратить 13,8 млрд рублей. Три новые реконструированные метановые заправки заработают в феврале следующего года в Сестрорецке, Тосно и Тихвине. На данный момент в Петербурге действует только одна метановая заправка на Пулковском шоссе, и в скором времени ее будет недостаточно. Все на газ В начале этого года правительство РФ приняло постановление о переводе к 2030 году на природный газ 50% общественного транспорта. Государственные перевозчики уже начали активно исполнять постановление. Так, в декабре 2013 года петербургский "Пассажиравтотранс" получит первые 45 автобусов, работающих на метане. Затем, по словам представителя "Пассажиравтотранса" Татьяны Клепиковой, в 2014 и в 2015 годах городской комитет по транспорту купит еще по пять газовых автобусов. ОАО "Автопарк № 1 Спецтранс" (вывозит бытовые отходы) в начале следующего года получит 14 метановых мусоровозов, а к концу 2014 года планирует увеличить парк газовых грузовиков до 80 единиц. Обзавестись новыми газовыми автомобилями планируют и таксисты. "Мы ведем переговоры с VolksWagen о поставке автомобилей, оснащенных газовыми двигателями, а также с "Газпром нефтью" о строительстве для нас дополнительных заправок", — говорит заместитель генерального директора НП "Петербургское такси" Виктор Соловьев. По его словам, всего компания готова потратить на закупку газовых машин в течение 3 лет 100 – 150 млн рублей. Одновременно с развитием инфраструктуры "Газпром" энергично готовит клиентскую базу. С осени "Газпром нефть альтернативное топливо" проводит акцию по переводу подвижного состава местных транспортных компаний на метан. "Мы полностью компенсируем установку оборудования юрлицам, а с декабря будем частично компенсировать физическим лицам стоимость газового оборудования, устанавливаемого на автомобиль", — сообщили в "Газпром нефть альтернативное топливо". Стимул Некоторые опрошенные dp.ru перевозчики предположили, что сначала "Газпром" заманит всех дешевым топливом, а потом повысит цены. Но, чтобы бизнесмены не терзались сомнениями и легче переходили на природный газ, правительство РФ законодательно установило предельный уровень цены 1 м3 метана — он не должен превышать 50% цены дизеля. "Такая привязка логична, так как потенциальные потребители чаще всего переходят на газ именно с дизельного топлива (например, автобусы, грузовая, дорожно–коммунальная, сельскохозяйственная техника), — отмечают в "Газпром газомоторное топливо". — Однако стоимость дизеля определит только верхний уровень стоимости метана. Фактическая стоимость метана будет еще ниже, так как необходимо поддерживать конкурентоспособную цену по отношению к пропан–бутану". Конкурирующий газ Пропан–бутан вырабатывается из попутного нефтяного газа, это топливо можно хранить в баллонах в сжиженном состоянии при относительно невысоком давлении. А метан переходит в жидкое состояние при температуре ниже 184°С. По этой причине природный газ для использования на транспорте хранят сжатым под очень высоким давлением в специальных баллонах. Чтобы заправить автомобиль метаном в том же объеме, что и пропаном, требуется больше резервуаров. Но не на все автомобили можно установить большее количество баллонов. Как следствие — сокращается пробег транспортного средства. Да и пропановых заправок в Петербурге и области более 30. Зато метан пока существенно дешевле пропана (12 рублей за 1 л топлива против 19 рублей). Переходить на газ пока не планируем, но внимательно наблюдаем за развитием ситуации. Например, недавно в Ленобласти приобрели несколько машин ПАЗ, работающих на метане. Помпезно передали автобусы, украшенные шариками, муниципальному образованию. А позже выяснилось, что запас хода на газовом топливе у этих транспортных средств не превышает 300 км, а ближайшая заправка находится в 120 км. В общем, прежде чем решать вопрос о переходе на газ, нужно понять, как будет развиваться инфраструктура. На данный момент она не удовлетворяет наших запросов. К тому же нет требований МЧС по работе пассажирского транспорта с альтернативными видами топлива. Михаил Богдановпервый заместитель директора ОАО "Третий парк" Автомобилей на газовом топливе в нашем регионе крайне мало, всого около 2% от общей численности парка. Если "Газпром" реализует планы по развитию инфраструктуры метановых заправок, то вскоре мы можем выйти в лидеры по числу газовых машин. Пока автовладельцы переводят машины, как правило, на пропан–бутан, поскольку по этому топливу лучше развита заправочная инфраструктура. Но в последнее время пропан дорожает. А "Газпром" активно стимулирет спрос на более дешевый метан, компенсируя затраты автовладельцев на переоборудование двигателей с монотопливных на двутопливные. Сегодня, вследствие удорожания традиционного топлива, спрос растет не только на переоборудование бензиновых, но и дизельных двигателей. Александр Афанасьевдиректор ООО "Альянс Газсервис"
Комментарии
Конфереция